Чед-Менг Тан    
Цитаты из книг (15)

Главная » Авторы » Чед-Менг Тан

Чед-Менг Тан  


все, благодарность (1), здесь и сейчас (1), игра (1), любящяя доброта (1), медитация (2), радость (2), скука (1), сострадание (1), счастье (2), тренировка (1), улыбка (1), ум (2)

Сортировать по: длине текста, дате добавления

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Чего мы пытаемся достичь, стремясь к мастерству в саматхе, випассане и брахмавихаре, умиротворенном пребывании, прозрении и высших состояниях? Честно скажу: ничего. Это очень важно понять с самого начала: медитация – не способ чего то достичь. Медитация связана лишь с отпусканием. Именно так: если суммировать результат моих двадцати с лишним лет практики медитации, то хватит одного слова – «отпускать». Вся моя практика – обучение свободе. На первых порах я научился отпускать зависимость от постоянной ментальной и чувственной стимуляции. Позднее – отпускать волнение и отвлечение во время сидячей медитации. Далее я научился отпускать жадность, ненависть, страх и деструктивное эго. И на данном этапе своей практики я тоже учусь отпускать – цепляние, отвращение, враждебность, зависимость от чувственных удовольствий, а также необходимость тешить мое самолюбие.

Весь процесс – не что иное, как отпускание. И на каждом его этапе я был вознагражден новой степенью благотворной радости. Например, когда я освободился от необходимости постоянной стимуляции себя некими чувственными удовольствиями, то ощутил радость спокойствия. Я обрел способность радоваться уже просто тому, что сижу и расслабляюсь. Когда я освободился от весьма значительного количества гнева и чувства вины – ощутил радость доброжелательности. Когда освободился от нежелания испытывать неприятные чувства при неудачах – ощутил радость уверенности. Так или иначе, главным моим ощущением всегда была радость свободы: свободы от скуки, жадности, страха, моего собственного эго и обид.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Существуют признаки, по которым можно судить о присутствии брахмавихары в реальной жизни. Могу рассказать вам две действительно ошеломляющие истории. Первую я услышал от далай ламы. Он поведал мне о тибетском монахе, ламе, занимавшем высокое положение. Тайная полиция бросила его в тюрьму и годами подвергала пыткам. Однако недавно ему удалось выйти на свободу и добраться до Индии, чтобы встретиться с далай ламой. Тот спросил монаха, что он чувствовал, когда его пытали, и монах ответил, что очень часто подвергался большой опасности.

– Какой опасности? – уточнил далай лама.

Монах ответил:

– Опасности утратить сострадание к моим мучителям.

Я не поверил своим ушам. Парень страдал от пыток и беспокоился о том, чтобы не утратить сострадание к тем, кто его пытал? Вот это да!

Радость изнутриЧед-Менг Тан
День первый. Я иду по улице. На тротуаре глубокая яма. Я не вижу ямы. Я падаю прямо в яму.

День второй. Я иду по той же улице. Я вижу глубокую яму. Я падаю прямо в яму.

День третий. Я иду по той же улице. Я вижу глубокую яму. Я обхожу яму.

Самый трудный – день второй. Именно в этот день вы отлично видите яму и отлично видите себя, направляющегося в эту яму, и все равно не в состоянии остановиться. В то же время день второй – преддверие дня третьего. Только после того, как вы ясно увидите свое падение, у вас появятся силы преодолеть проблемы, которые его вызвали. Итак, если вы обнаружили, что застряли в дне втором, имейте в виду, что это естественное продвижение ко дню третьему, и если вы продолжите практиковать, то обязательно научитесь обходить яму.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Другой сопутствующий эффект этой практики: в вашей жизни становится намного больше счастья. Многие умудряются постоянно упускать «ломтики» радости, не обращая на них внимания. Практика приучит вас не просто замечать, а смаковать радостные моменты, хотя бы на миг обращая на них все свое внимание. Радости в вашей жизни станет больше, и, что еще важнее, радость приведет к чувству благодарности. Очень скоро, научившись радоваться мелочам, вы перестанете воспринимать маленькие радости как нечто само собой разумеющееся и начнете испытывать благодарность за то, что они у вас есть . А как доказано множеством исследований, благодарность очень важна для ощущения счастья в жизни . Мой друг Шон Ачор, автор книги The Happiness Advantage , предположил, что самый быстрый способ стать оптимистом – в течение трех недель ежедневно тратить две минуты на то, чтобы найти три новых повода быть благодарным . Шон предложил также чудесную ежедневную практику под названием «удвоение». Она состоит в подробном мысленном воспроизведении одного позитивного опыта за прошедший день. Поскольку наш мозг не видит разницы между визуализацией и реальностью, ваши воспоминания о хорошем удвоят положительный опыт. Завести дневник благодарности, постоянно находить новые поводы, чтобы быть благодарным, и восстанавливать в памяти позитивный опыт прошедшего дня – все это прекрасные идеи. Запомните главное: если вы потратите хотя бы секунду, чтобы полностью сосредоточиться на радостном опыте, то получите гораздо больше пользы, чем если «сэкономите» время и силы. Тем более что позволить себе сосредотачиваться на радости можно сколько угодно раз в день, не откладывая благодарность в долгий ящик.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Мы устроены таким образом, что выражение лица выдает наше эмоциональное состояние. Однако возможен и обратный эффект, когда наши эмоции формируются под влиянием мимики. Это открытие совершил выдающийся психолог Пол Экман . Он был пионером в изучении эмоций и их связи с мимикой. Именно Пол разработал систему кодирования лицевых движений. За годы кропотливого труда Пол тщательно изучил все мышцы, ответственные за ту или иную эмоцию. А еще он научился владеть этими мышцами так, чтобы произвольно изображать на лице любую эмоцию. В процессе исследований он и его последователи обнаружили, что если они целый день учились демонстрировать гнев или отчаяние, к вечеру им становилось плохо. Это натолкнуло ученых на мысль отслеживать изменения в организме, происходящие в моменты, когда на лице произвольно отображаются эмоции. Оказалось, что для изменений в вегетативной нервной системе достаточно всего лишь изменить выражение лица. Например, когда Пол изображал на лице гнев, у него учащался сердечный ритм, а руки становились горячими .

Пользуясь плодами этого открытия, мы можем эффективно призывать радость, просто улыбаясь от всей души. Вот прямо сейчас улыбнитесь так, будто вы счастливы. Так вы запускаете процесс изменений, сопутствующих счастью, от которых можете почувствовать радость. У меня это срабатывает почти безотказно. Мне даже не обязательно улыбаться до ушей – достаточно и полуулыбки.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Это простое, но жизненно важное прозрение подводит нас к не менее важному практическому выводу: самый надежный способ тренировать ум состоит не в попытках силой контролировать его, а в умении направить его в нужную сторону, чтобы и мысли, и эмоции сами, без усилий потекли в нужном нам направлении.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Оглядываясь на свой эксперимент с высоты уже гораздо более опытного практикующего, а также обсудив его с другими учителями, я пришел к выводу, что умудрился сделать нечто очень правильное. Тренировка ума требует умелого балансирования между дисциплинированными усилиями и радостным расслаблением. Это означает, что чем большего расслабления ты добился, тем больше усилий можешь приложить, а чем больше у тебя того и другого, тем быстрее достигнешь стабильного внимания.

С этим уроком и знаниями из предыдущей главы вы получаете все необходимое, чтобы расслабляться с радостью. Практикуя этот навык, вы начнете ощущать свободу спокойствия и радости, независимую ни от стимуляции органов чувств, ни от эго. Потому что над внутренним миром и внутренней радостью внешние обстоятельства не властны, и они доступны вам где и когда угодно. Искусство расслабляться с радостью – первый из трех навыков, которые позволят получать и расслабление, и радость в любое время, в любом месте, по запросу.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Годы спустя мне пришлось усваивать те же уроки, обучаясь медитации. Тайна эффективной медитации скрыта в умении регулировать свои усилия. Будда, кстати, использует для описания медитации подобную аналогию, но поскольку ему не повезло знать тетушку Стеллу, его метафора не связана с кулинарией. Он вспомнил об искусстве ювелира. По словам Будды, опытный ювелир, работая с золотом, постоянно помнит о трех вещах: нужно периодически раздувать огонь, сбрызгивать золото водой и осматривать его как можно внимательнее. Точно так же и человек, который давно практикует медитацию, периодически повторяет три действия: усиливает медитативную энергию, успокаивает ум и следит за его состоянием с равностностью . Эти три фактора уравновешивают друг друга.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Этот ценный урок вы будете проходить в медитативных практиках снова и снова. Главное – приложить усилия и создать условия, чтобы происходило то, чего вы желаете. А затем вам останется лишь ждать, когда это будет (или не будет) происходить само по себе. В этом смысле медитация напоминает земледелие. Мудрый земледелец создает условия, чтобы собрать урожай: пашет землю, сеет семена, следит, чтобы им хватило влаги, удобрений и солнечного света. Потом он думает: «Я сделал все, что мог. Теперь пусть природа делает свое дело». Эта аналогия особенно уместна, поскольку традиционное слово для обозначения медитации на санскрите – bhavana (бхавана), то есть «возделывание». Ключевой аспект медитации – умение грамотно сочетать мудрые усилия и способность отпустить ситуацию.

Удачная аналогия со стеклянным снежным шаром в контексте успокоения ума все же немного ограничена, поскольку не отражает одного важного факта: чем чаще вы практикуете, тем быстрее и легче успокаивается ваш ум. И это происходит благодаря его новому свойству – привыканию. Чем дольше наш ум контактирует с каким либо ощущением (например, спокойствием или радостью), тем глубже он к нему привыкает, а чем глубже привыкание к состоянию, тем быстрее и легче ум входит в него. Привыкание – еще один ключевой аспект медитации. В буквальном переводе с тибетского медитировать значит «привыкать».

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Это замечательная практика с массой преимуществ. Во первых, с ней никогда и нигде не теряешь времени даром, потому что каждый момент ожидания преображается в продуктивную практику медитации внимательности. Во вторых, если ожидание раздражает, всегда можно прибегнуть к внимательному вдоху, чтобы успокоиться. И пожалуй, главное: со временем, когда постоянная практика перейдет в привычку, вы больше не будете скучать, потому что скука сама по себе превращается в сигнал. При первых признаках скуки ум сразу делает стойку: «Ага! Пора медитировать!» И тут же начинает практику. Прощай, скука!

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Для чувства сожаления вам требуется оказаться в прошлом, а для тревоги – переместиться в будущее. Таким образом, пока вы полностью находитесь в настоящем, вы временно освобождены и от сожалений, и от страха. Сожаления и страх – это тяжелая ноша, которая угнетает нашу психику, а значит, любое временное избавление от сожалений и страха, даже на протяжении одного единственного вдоха, освобождает нас на эти секунды от тяжкого бремени. Таким образом, ваше тело и разум получают прекрасную возможность насладиться волшебным мгновением отдыха и исцеления.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Второй способ привлечь радость в ваши занятия – сделать так, чтобы на тренировках не было скучно. В непринужденной атмосфере все упражнения мы выполняем с удовольствием. Никто не станет ссылаться на то, что ему «некогда», ведь мы никогда не упустим возможности повеселиться. Есть слово, отлично отражающее это решение, – игра. Люди охотно играют, например, в теннис и баскетбол, потому что им весело, а вместе с развлечением они получают и физическую нагрузку. Если бы спортивные игры изобрели мы, инженеры, то назвали бы их «геймифицированные тренировки».

Иными словами, чтобы физические упражнения стали привычным занятием, необходимо привнести в них радость путем искусного сочетания видимой легкости и удовольствия.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Поведение тепла, на мой взгляд, можно описать одной короткой фразой: «Я счастлив тебя видеть!» Если вы мысленно будете говорить себе: «Я счастлив видеть этого человека» при каждой встрече, то это непременно отразится и на вашем лице, и в языке тела. А значит, одних этих слов окажется достаточно, чтобы вы излучали тепло. Тренировкой поведения тепла послужит любящая доброта (глава 5). Чем сильнее вы ее в себе разовьете, тем более естественным и не знающим препятствий будет тепло, излучаемое вами на окружающих.

Иными словами, практикуя внимательность, любящую доброту и сострадание, вы станете более харизматичным. И кто знает – может, кто нибудь немедленно захочет позвать вас под венец!

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Позднее я разгадал этот парадокс: радость дарит нам счастье, а счастье ведет к успеху. Но сначала давайте определим, в чем разница между радостью и счастьем. Мне нравится определение счастья, данное Матье Рикаром, да и кому, как не ему, «самому счастливому человеку в мире», знать этот предмет лучше всех! Как говорит Матье, счастье – это «глубокое чувство благополучия, порожденное абсолютно здоровым разумом… не просто приятное чувство, неуловимая эмоция или настроение, но оптимальное состояние человека» . Этим счастье и отличается от радости. Радость – это именно приятное ощущение. Эмоция. И она живет всего мгновение. Тогда как счастье – это скорее суммарный эффект, длящийся во времени благодаря здравому уму и личному благополучию. То есть радость – это строительный кирпичик для счастья. Счастливая жизнь создается из множества моментов радости. И хотя счастье не предполагает, что каждая минута жизни будет окрашена радостью, не может быть безрадостного пути к счастью. Способность получать радость по запросу дала мне возможность построить счастливую жизнь. И в этом смысле – да, радость – это путь к счастью.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Я был несчастен только до 21 года. Именно в этом возрасте я обнаружил, что счастье можно в себе тренировать. И, развив в себе умение получать радость, я стал счастливым. А поскольку моя книга посвящена как раз этому умению, то и вы сможете развить его в себе, а значит, тоже стать счастливыми.


 

Главная » Авторы » Чед-Менг Тан

Чед-Менг Тан  


все, благодарность (1), здесь и сейчас (1), игра (1), любящяя доброта (1), медитация (2), радость (2), скука (1), сострадание (1), счастье (2), тренировка (1), улыбка (1), ум (2)

Сортировать по: длине текста, дате добавления

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Чего мы пытаемся достичь, стремясь к мастерству в саматхе, випассане и брахмавихаре, умиротворенном пребывании, прозрении и высших состояниях? Честно скажу: ничего. Это очень важно понять с самого начала: медитация – не способ чего то достичь. Медитация связана лишь с отпусканием. Именно так: если суммировать результат моих двадцати с лишним лет практики медитации, то хватит одного слова – «отпускать». Вся моя практика – обучение свободе. На первых порах я научился отпускать зависимость от постоянной ментальной и чувственной стимуляции. Позднее – отпускать волнение и отвлечение во время сидячей медитации. Далее я научился отпускать жадность, ненависть, страх и деструктивное эго. И на данном этапе своей практики я тоже учусь отпускать – цепляние, отвращение, враждебность, зависимость от чувственных удовольствий, а также необходимость тешить мое самолюбие.

Весь процесс – не что иное, как отпускание. И на каждом его этапе я был вознагражден новой степенью благотворной радости. Например, когда я освободился от необходимости постоянной стимуляции себя некими чувственными удовольствиями, то ощутил радость спокойствия. Я обрел способность радоваться уже просто тому, что сижу и расслабляюсь. Когда я освободился от весьма значительного количества гнева и чувства вины – ощутил радость доброжелательности. Когда освободился от нежелания испытывать неприятные чувства при неудачах – ощутил радость уверенности. Так или иначе, главным моим ощущением всегда была радость свободы: свободы от скуки, жадности, страха, моего собственного эго и обид.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Существуют признаки, по которым можно судить о присутствии брахмавихары в реальной жизни. Могу рассказать вам две действительно ошеломляющие истории. Первую я услышал от далай ламы. Он поведал мне о тибетском монахе, ламе, занимавшем высокое положение. Тайная полиция бросила его в тюрьму и годами подвергала пыткам. Однако недавно ему удалось выйти на свободу и добраться до Индии, чтобы встретиться с далай ламой. Тот спросил монаха, что он чувствовал, когда его пытали, и монах ответил, что очень часто подвергался большой опасности.

– Какой опасности? – уточнил далай лама.

Монах ответил:

– Опасности утратить сострадание к моим мучителям.

Я не поверил своим ушам. Парень страдал от пыток и беспокоился о том, чтобы не утратить сострадание к тем, кто его пытал? Вот это да!

Радость изнутриЧед-Менг Тан
День первый. Я иду по улице. На тротуаре глубокая яма. Я не вижу ямы. Я падаю прямо в яму.

День второй. Я иду по той же улице. Я вижу глубокую яму. Я падаю прямо в яму.

День третий. Я иду по той же улице. Я вижу глубокую яму. Я обхожу яму.

Самый трудный – день второй. Именно в этот день вы отлично видите яму и отлично видите себя, направляющегося в эту яму, и все равно не в состоянии остановиться. В то же время день второй – преддверие дня третьего. Только после того, как вы ясно увидите свое падение, у вас появятся силы преодолеть проблемы, которые его вызвали. Итак, если вы обнаружили, что застряли в дне втором, имейте в виду, что это естественное продвижение ко дню третьему, и если вы продолжите практиковать, то обязательно научитесь обходить яму.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Другой сопутствующий эффект этой практики: в вашей жизни становится намного больше счастья. Многие умудряются постоянно упускать «ломтики» радости, не обращая на них внимания. Практика приучит вас не просто замечать, а смаковать радостные моменты, хотя бы на миг обращая на них все свое внимание. Радости в вашей жизни станет больше, и, что еще важнее, радость приведет к чувству благодарности. Очень скоро, научившись радоваться мелочам, вы перестанете воспринимать маленькие радости как нечто само собой разумеющееся и начнете испытывать благодарность за то, что они у вас есть . А как доказано множеством исследований, благодарность очень важна для ощущения счастья в жизни . Мой друг Шон Ачор, автор книги The Happiness Advantage , предположил, что самый быстрый способ стать оптимистом – в течение трех недель ежедневно тратить две минуты на то, чтобы найти три новых повода быть благодарным . Шон предложил также чудесную ежедневную практику под названием «удвоение». Она состоит в подробном мысленном воспроизведении одного позитивного опыта за прошедший день. Поскольку наш мозг не видит разницы между визуализацией и реальностью, ваши воспоминания о хорошем удвоят положительный опыт. Завести дневник благодарности, постоянно находить новые поводы, чтобы быть благодарным, и восстанавливать в памяти позитивный опыт прошедшего дня – все это прекрасные идеи. Запомните главное: если вы потратите хотя бы секунду, чтобы полностью сосредоточиться на радостном опыте, то получите гораздо больше пользы, чем если «сэкономите» время и силы. Тем более что позволить себе сосредотачиваться на радости можно сколько угодно раз в день, не откладывая благодарность в долгий ящик.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Мы устроены таким образом, что выражение лица выдает наше эмоциональное состояние. Однако возможен и обратный эффект, когда наши эмоции формируются под влиянием мимики. Это открытие совершил выдающийся психолог Пол Экман . Он был пионером в изучении эмоций и их связи с мимикой. Именно Пол разработал систему кодирования лицевых движений. За годы кропотливого труда Пол тщательно изучил все мышцы, ответственные за ту или иную эмоцию. А еще он научился владеть этими мышцами так, чтобы произвольно изображать на лице любую эмоцию. В процессе исследований он и его последователи обнаружили, что если они целый день учились демонстрировать гнев или отчаяние, к вечеру им становилось плохо. Это натолкнуло ученых на мысль отслеживать изменения в организме, происходящие в моменты, когда на лице произвольно отображаются эмоции. Оказалось, что для изменений в вегетативной нервной системе достаточно всего лишь изменить выражение лица. Например, когда Пол изображал на лице гнев, у него учащался сердечный ритм, а руки становились горячими .

Пользуясь плодами этого открытия, мы можем эффективно призывать радость, просто улыбаясь от всей души. Вот прямо сейчас улыбнитесь так, будто вы счастливы. Так вы запускаете процесс изменений, сопутствующих счастью, от которых можете почувствовать радость. У меня это срабатывает почти безотказно. Мне даже не обязательно улыбаться до ушей – достаточно и полуулыбки.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Это простое, но жизненно важное прозрение подводит нас к не менее важному практическому выводу: самый надежный способ тренировать ум состоит не в попытках силой контролировать его, а в умении направить его в нужную сторону, чтобы и мысли, и эмоции сами, без усилий потекли в нужном нам направлении.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Оглядываясь на свой эксперимент с высоты уже гораздо более опытного практикующего, а также обсудив его с другими учителями, я пришел к выводу, что умудрился сделать нечто очень правильное. Тренировка ума требует умелого балансирования между дисциплинированными усилиями и радостным расслаблением. Это означает, что чем большего расслабления ты добился, тем больше усилий можешь приложить, а чем больше у тебя того и другого, тем быстрее достигнешь стабильного внимания.

С этим уроком и знаниями из предыдущей главы вы получаете все необходимое, чтобы расслабляться с радостью. Практикуя этот навык, вы начнете ощущать свободу спокойствия и радости, независимую ни от стимуляции органов чувств, ни от эго. Потому что над внутренним миром и внутренней радостью внешние обстоятельства не властны, и они доступны вам где и когда угодно. Искусство расслабляться с радостью – первый из трех навыков, которые позволят получать и расслабление, и радость в любое время, в любом месте, по запросу.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Годы спустя мне пришлось усваивать те же уроки, обучаясь медитации. Тайна эффективной медитации скрыта в умении регулировать свои усилия. Будда, кстати, использует для описания медитации подобную аналогию, но поскольку ему не повезло знать тетушку Стеллу, его метафора не связана с кулинарией. Он вспомнил об искусстве ювелира. По словам Будды, опытный ювелир, работая с золотом, постоянно помнит о трех вещах: нужно периодически раздувать огонь, сбрызгивать золото водой и осматривать его как можно внимательнее. Точно так же и человек, который давно практикует медитацию, периодически повторяет три действия: усиливает медитативную энергию, успокаивает ум и следит за его состоянием с равностностью . Эти три фактора уравновешивают друг друга.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Этот ценный урок вы будете проходить в медитативных практиках снова и снова. Главное – приложить усилия и создать условия, чтобы происходило то, чего вы желаете. А затем вам останется лишь ждать, когда это будет (или не будет) происходить само по себе. В этом смысле медитация напоминает земледелие. Мудрый земледелец создает условия, чтобы собрать урожай: пашет землю, сеет семена, следит, чтобы им хватило влаги, удобрений и солнечного света. Потом он думает: «Я сделал все, что мог. Теперь пусть природа делает свое дело». Эта аналогия особенно уместна, поскольку традиционное слово для обозначения медитации на санскрите – bhavana (бхавана), то есть «возделывание». Ключевой аспект медитации – умение грамотно сочетать мудрые усилия и способность отпустить ситуацию.

Удачная аналогия со стеклянным снежным шаром в контексте успокоения ума все же немного ограничена, поскольку не отражает одного важного факта: чем чаще вы практикуете, тем быстрее и легче успокаивается ваш ум. И это происходит благодаря его новому свойству – привыканию. Чем дольше наш ум контактирует с каким либо ощущением (например, спокойствием или радостью), тем глубже он к нему привыкает, а чем глубже привыкание к состоянию, тем быстрее и легче ум входит в него. Привыкание – еще один ключевой аспект медитации. В буквальном переводе с тибетского медитировать значит «привыкать».

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Это замечательная практика с массой преимуществ. Во первых, с ней никогда и нигде не теряешь времени даром, потому что каждый момент ожидания преображается в продуктивную практику медитации внимательности. Во вторых, если ожидание раздражает, всегда можно прибегнуть к внимательному вдоху, чтобы успокоиться. И пожалуй, главное: со временем, когда постоянная практика перейдет в привычку, вы больше не будете скучать, потому что скука сама по себе превращается в сигнал. При первых признаках скуки ум сразу делает стойку: «Ага! Пора медитировать!» И тут же начинает практику. Прощай, скука!

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Для чувства сожаления вам требуется оказаться в прошлом, а для тревоги – переместиться в будущее. Таким образом, пока вы полностью находитесь в настоящем, вы временно освобождены и от сожалений, и от страха. Сожаления и страх – это тяжелая ноша, которая угнетает нашу психику, а значит, любое временное избавление от сожалений и страха, даже на протяжении одного единственного вдоха, освобождает нас на эти секунды от тяжкого бремени. Таким образом, ваше тело и разум получают прекрасную возможность насладиться волшебным мгновением отдыха и исцеления.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Второй способ привлечь радость в ваши занятия – сделать так, чтобы на тренировках не было скучно. В непринужденной атмосфере все упражнения мы выполняем с удовольствием. Никто не станет ссылаться на то, что ему «некогда», ведь мы никогда не упустим возможности повеселиться. Есть слово, отлично отражающее это решение, – игра. Люди охотно играют, например, в теннис и баскетбол, потому что им весело, а вместе с развлечением они получают и физическую нагрузку. Если бы спортивные игры изобрели мы, инженеры, то назвали бы их «геймифицированные тренировки».

Иными словами, чтобы физические упражнения стали привычным занятием, необходимо привнести в них радость путем искусного сочетания видимой легкости и удовольствия.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Поведение тепла, на мой взгляд, можно описать одной короткой фразой: «Я счастлив тебя видеть!» Если вы мысленно будете говорить себе: «Я счастлив видеть этого человека» при каждой встрече, то это непременно отразится и на вашем лице, и в языке тела. А значит, одних этих слов окажется достаточно, чтобы вы излучали тепло. Тренировкой поведения тепла послужит любящая доброта (глава 5). Чем сильнее вы ее в себе разовьете, тем более естественным и не знающим препятствий будет тепло, излучаемое вами на окружающих.

Иными словами, практикуя внимательность, любящую доброту и сострадание, вы станете более харизматичным. И кто знает – может, кто нибудь немедленно захочет позвать вас под венец!

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Позднее я разгадал этот парадокс: радость дарит нам счастье, а счастье ведет к успеху. Но сначала давайте определим, в чем разница между радостью и счастьем. Мне нравится определение счастья, данное Матье Рикаром, да и кому, как не ему, «самому счастливому человеку в мире», знать этот предмет лучше всех! Как говорит Матье, счастье – это «глубокое чувство благополучия, порожденное абсолютно здоровым разумом… не просто приятное чувство, неуловимая эмоция или настроение, но оптимальное состояние человека» . Этим счастье и отличается от радости. Радость – это именно приятное ощущение. Эмоция. И она живет всего мгновение. Тогда как счастье – это скорее суммарный эффект, длящийся во времени благодаря здравому уму и личному благополучию. То есть радость – это строительный кирпичик для счастья. Счастливая жизнь создается из множества моментов радости. И хотя счастье не предполагает, что каждая минута жизни будет окрашена радостью, не может быть безрадостного пути к счастью. Способность получать радость по запросу дала мне возможность построить счастливую жизнь. И в этом смысле – да, радость – это путь к счастью.

Радость изнутриЧед-Менг Тан
Я был несчастен только до 21 года. Именно в этом возрасте я обнаружил, что счастье можно в себе тренировать. И, развив в себе умение получать радость, я стал счастливым. А поскольку моя книга посвящена как раз этому умению, то и вы сможете развить его в себе, а значит, тоже стать счастливыми.