Далай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс    
Цитаты из книг (59)

Главная » Авторы » Далай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс

Далай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс  


все, благодарность (1), дар (1), двойственность (1), единство (1), за пределами (1), забота (1), зависть (1), злорадство (1), любовь (1), милосердие (1), обида (1), образование (2), ожидание (1), печаль (1), принятие (1), причины эмоций (1), прощение (3), работа (1), радость (1), расширение (2), религия (1), роль (1), сорадование (1), сострадание (3), щедрость (1), эгоцентричность (1), я и мое (1)

Сортировать по: длине текста, дате добавления

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Если вам грустно, ищите утешения у близких или подумайте о том, что у вас есть, вместо того чтобы грустить о том, чего нет. В ходе диалогов мы убедились, что печаль – эмоция, сигнализирующая о потребности людей друг в друге. Когда мы делимся печалями, то в буквальном смысле делим их пополам. Признайте: хотя печаль длится дольше других эмоций, рано или поздно и она пройдет. Все в жизни непостоянно и рано или поздно закончится; печаль и горе не исключение. В жизни любого человека всегда будут печали и радости; любой год и даже день наполнен как грустными, так и приятными событиями. Наше настроение зависит от того, куда направлено внимание. Мы можем сосредоточиться на том, что хорошего у нас и наших близких. Как сказал архиепископ, «вспомнить о том, чем Бог наградил нас». Концентрируя внимание на вещах, за которые мы благодарны, сможем меньше печалиться и быстрее вернуть себе способность радоваться жизни. Например, Далай ламе удалось преодолеть печаль, горе и даже отчаяние, когда он начал перечислять все то, что обогатило его жизнь в изгнании, вместо того чтобы зацикливаться на том, что он потерял.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Страху лучше посмотреть в лицо. Представьте худшее, что может случиться, если ваш страх станет реальностью. Сможете ли вы и ваши близкие пережить то, что произойдет? А может быть, это даже пойдет на пользу? Какой опыт извлечете вы и ваши близкие из случившегося? Как это поможет вам и им вырасти как личность? Например, вы переживаете за ребенка, который плохо учится, и боитесь, что это плохо закончится. Спросите себя: правда ли, что случится худшее? Откуда я могу знать? А мои волнения помогают исправить ситуацию? Может быть, лучше подойти с другой стороны или попробовать решить проблему? Чему может научить ребенка этот опыт? Заставит ли он его расти как личность? Когда мы поворачиваемся к страху лицом и принимаем, он теряет над нами власть. Нам больше не нужно с ним бороться. Мы начинаем работать над его преодолением.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
– У слова «медитация» очень широкий смысл, – пояснил Далай лама. – К примеру, одним из ее видов можно назвать отсутствие мыслей. Раздвигая утром шторы, я вижу голубей на подоконнике – кажется, они заняты именно такой медитацией. Они не спят, но пребывают в состоянии полного отсутствия мыслей. Также есть медитация, требующая сосредоточенного внимания. Например, религиозные люди концентрируются на Боге: это очень мощная разновидность медитации и техника успокоения ума.

Я практикую главным образом аналитическую медитацию. Это разновидность ментального анализа, когда мы отмечаем возникновение мыслей и учимся не привязываться к ним и не идентифицировать себя с ними. Занимаясь аналитической медитацией, начинаешь понимать, что мысли не всегда соответствуют истине. В ходе этой практики мы постоянно задаем себе вопрос: что есть реальность? Что есть «я», которым мы так дорожим, о котором так много тревожимся? В аналитической медитации размышляем о мимолетности существования и его непостоянной природе.

Некоторые виды медитации работают лишь на очистку ума от мыслей. Это действует как обезболивающее – страх и гнев ненадолго пропадают, но с окончанием занятия возвращаются. Практикуя аналитическую медитацию, мы добираемся до корневой причины страха или гнева. К примеру, можем обнаружить, что девяносто процентов нашего гнева – ментальная проекция. Что слова, сказанные в гневе, давно в прошлом, их больше нет – они существуют только в нашей памяти. Стоит задуматься об этом, и интенсивность гнева уменьшается, а психологический иммунитет укрепляется, и мы учимся меньше гневаться.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Концентрация на дыхании – элемент духовных практик многих религий, так как именно дыхание играет роль привратника между нашим «я» и окружающим миром. Дыхание – процесс и внутренний, и внешний. Оно может быть произвольным и непроизвольным. Это идеальный инструмент для воспитания нашей духовной природы. Вы наверняка помните о находке нейробиолога Ричарда Дэвидсона: он обнаружил, что один из четырех мозговых процессов, от которых зависит, чувствуем ли мы себя счастливыми, регулирует способность к концентрации. Именно поэтому концентрация так важна. Одним из способов концентрации можно назвать наблюдение за «спокойным течением времени» – практика, которую архиепископ выполняет в предрассветные часы, после обеда и вечером. Она помогает сосредоточить ум, избавиться от стресса и сконцентрироваться на главном.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Но истинная радость возможна лишь тогда, когда мы помогаем другим. Это приносит гораздо более глубокое удовольствие. Необходимо понимать, что такое истинная радость. Это очень важное условие построения счастливого и мирного общества. Чтобы в семье царил мир, сначала каждый из ее членов должен достичь внутреннего покоя и начать радоваться жизни. А потом поделиться этим покоем и радостью с остальными. И дальше – от одной семьи к десяти, сотне семей. Так мы изменим мир, построим счастливое общество и сформируем счастливое человечество. Семь миллиардов жителей Земли стремятся к одному и тому же и обладают равным правом на счастливую жизнь.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
На сцену вышла группа детей постарше. Ребята играли на гитарах и барабанах, а девочки пели: «Мы – это мир» . Вскоре вся школа начала подпевать: We are the world, we are the children. We are the ones who make a brighter day. So let’s start giving («Мы – это мир, мы – это дети. Мы делаем утро светлей. Давайте же отдавать»).

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
– Ладно, – Далай лама собрался отвечать. – Я всегда говорю, что проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, очень трудно решить. Целое поколение выросло с определенным складом ума, привыкло к определенному образу жизни. Когда мы задумываемся о будущем и о том, как выстроить в человечестве здоровые отношения, надо прежде всего понять, как изменить мышление нового поколения граждан. И ключ здесь в образовании. В христианстве прекрасная система духовного воспитания, в буддизме тоже, но очевидно, что этих учений и подходов недостаточно.

А вот светское воспитание универсально. Именно поэтому наша задача – включить в программу формального образования учение о сострадании и основы этики, причем обосновывая их не религией, а научными исследованиями, здравым смыслом и универсальным опытом. Одни только жалобы на нынешнюю ситуацию не помогут. Мировые кризисы так тяжело разрешить потому, что мешает образ мышления. Помнишь, ты говорил, что отец был очень добрым человеком, но, когда выпивал, вел себя ужасно? Мне кажется, многие в наше время находятся в нетрезвом состоянии ума. Ими руководят отрицательные эмоции: жадность, страх, гнев. Они ведут себя как пьяные.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Религия тут ни при чем. Этот вопрос не имеет отношения к религии. Даже компании, которые заботятся о своих сотрудниках, более успешны. Конечно, можно сказать: «Мы платим им зарплату, что еще требуется?» Что ж, пусть будет так. Тогда ваши сотрудники скажут: «Я отрабатываю смену от звонка до звонка, и на этом моя работа заканчивается». Но если они чувствуют, что небезразличны компании чисто по человечески, если вы справляетесь о них, о здоровье их домашних или в компании есть кто то, в чьи задачи входит обеспечивать комфорт сотрудников, – производительность труда повышается. Не знаю, какие еще нужны доказательства, чтобы понять: даже заботливая корпорация более успешна, а уж заботливый человек – тем более. Мало того, их ждет огромный успех. Справедливо и обратное.

– Это чистая правда, – добавил Далай лама. – И она лежит на поверхности. Успех многих японских корпораций обусловлен отношениями между подчиненными и начальством. Сотрудники чувствуют: это моя компания. И работают добросовестно. Если руководство интересует только прибыль, служащие всегда будут думать только о том, когда придет время обеда или перерыва на чай; к чему задумываться о благе компании? Если же работодателю удалось реализовать принцип сотрудничества, а прибыль делится сообразно вкладу, наступает истинная гармония. Именно это нам сейчас и нужно. Сбалансированное сосуществование семи миллиардов людей. – Далай лама переплел пальцы рук, как будто одним жестом надеялся установить согласие на земле.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
В одном тауншипе я встретил женщину, забирающую осиротевших домой. Средств у нее немного, но, как только она начала это делать, многие вызвались ей помочь.

По природе своей мы добры. Добрый человек – не исключение из правила; это злой человек – исключение. Мы созданы для добра. И если есть возможность, всегда отвечаем щедростью. У этой женщины ничего нет, но это ее не остановило. В ее доме три комнаты, но она собрала там около ста детей. Вскоре другие узнали об этом и сказали: «Хорошо, мы поможем. Давайте построим для них небольшое общежитие». А кто то сказал: «Мы принесем еду». Так появился приют. Сейчас эта женщина уже стала легендой. Но изначально ее влекло не стремление к славе – ничего подобного. Просто она увидела детей, и ее материнский инстинкт возмутился: нет, так не пойдет. Да, порой кажется, что мы ничего не можем сделать, и нас парализует беспомощность. Но делайте, что можно и сколько можно.

На восьмидесятилетие архиепископа мы с Рэйчел, именинник и его семья отправились в этот сиротский приют, взяв с собой огромный торт. Мы все сидели на полу в большой комнате, полной детей, и некоторые усаживались к нам на колени. Хотелось усыновить всех. Старшие держали на руках малышей. Их жизни оказались неразрывно связаны состраданием и щедростью женщины, взявшей их под свое крыло. Архиепископ рассказывал, что в тауншипах люди, у которых нет ничего, ни гроша за душой, открывали двери и сердца и впускали нуждающихся. Щедрость живет в каждом из нас.

– Оказываясь в монастыре, где люди ведут очень простую жизнь, мы удивляемся, как им удается быть такими умиротворенными, – продолжал архиепископ. – А мы, вечно стремящиеся заполучить все больше, никак не найдем покоя. Но стоит забыть о важности богатства и статуса, понять, что мы стали рабами имущества и положения, и получится отыскать в себе щедрость. Тогда мы перестанем за них цепляться.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Щедрость – это не только раздача материальных благ. Делиться можно и временем. В литературе, посвященной поискам счастья, очень много говорится, как важно найти смысл. Жизнь кажется осмысленной, когда мы можем быть щедрыми и делиться с окружающими; ощущать, что нас ценят и в нас нуждаются. Крупный метаанализ , проведенный в медицинском центре Святого Луки при клинике Mount Sinai кардиологом Рэнди Коэном, продемонстрировал, что смертность среди людей, имеющих жизненную цель, на двадцать три процента ниже, чем у остальных (имеется в виду смерть по любой причине). В исследовании нейропсихолога Патриши Бойл и коллег (его результаты опубликованы в журнале JAMA Psychiatry) вероятность развития болезни Альцгеймера в течение семи лет после начала эксперимента оказалась на пятьдесят процентов ниже у людей, утверждавших, что у них есть жизненная цель. Видите – даже наше физическое состояние улучшается, когда мы делимся своим временем. Обширный метаанализ, проведенный Моррисом Окуном с коллегами, показал, что среди волонтеров на двадцать четыре процента ниже смертность по сравнению с остальными.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Щедрость нередко становится естественным продолжением сострадания, хотя порой их трудно различить. Как отметил Джинпа, чтобы быть щедрым, не нужно ждать, пока в нас всколыхнется сочувствие. Щедрость – как раз тот случай, когда «аппетит просыпается во время еды». Именно по этой причине благотворительность во многих религиях считается обязательной. Это один из пяти фундаментальных принципов ислама (там он называется «закат» ). В иудаизме благотворительность именуется «цдака» – буквально «справедливость». В индуизме и буддизме практику подаяния называют «дана». В христианстве – милостыня.

Щедрость занимает центральную роль во всех религиях, так как выражает фундаментальный аспект человеческой природы – взаимозависимость и потребность друг в друге. Щедрость настолько важна для выживания, что центры удовольствия в мозгу активизируются не только когда мы получаем, но и когда отдаем – пожалуй, даже больше, когда отдаем. Нейробиолог Ричард Дэвидсон с коллегами выяснили, что один из четырех мозговых процессов, от которых зависит состояние долговременного счастья, отвечает именно за щедрость. В исследовании 2015 года, посвященном счастью в разных странах мира, Дэвидсон и Брианна Шуйлер назвали качество отношений с людьми основным фактором, влияющим на благополучие человека, независимо от места проживания. Во всех культурах великодушное, ориентированное на социум поведение укрепляет эти отношения. Сила щедрости столь велика, что даже мысли о щедрых поступках «значительно увеличивают выработку защитного иммуноглобулина А в слюне – белка, участвующего в деятельности иммунной системы» (по данным исследования психологов Дэвида Макклелланда и Кэрол Киршнит).

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Когда Энтони Хинтона посадили в тюрьму после суда, который можно назвать лишь пародией на правосудие, он, по понятным причинам, злился на американскую юридическую систему и испытывал сильные душевные муки. «Когда никто не верит ни единому твоему слову, ты просто замолкаешь. И я замолчал. Я перестал желать людям доброго утра. Я не говорил “добрый вечер”. Не здоровался. Если охранникам нужна была от меня какая то информация, я писал ее на бумаге. Я очень злился. Но на четвертом году заключения услышал, как в соседней камере плачет человек. Тогда во мне заговорили любовь и сострадание, которыми когда то делилась со мной мать. Я спросил его, что случилось. Оказалось, он только что узнал о смерти своей матери. И тогда я сказал: “А ты посмотри на это так. Теперь в раю есть тот, кто сможет отстаивать тебя перед Богом”. А потом рассказал ему анекдот, и он рассмеялся. Ко мне неожиданно вернулись и голос, и чувство юмора. С той самой ночи двадцать шесть долгих лет я старался думать о чужих проблемах. Я делал это каждый день и под вечер понимал, что ни разу не вспомнил о своих». Хинтон стал маяком любви и сострадания в том месте, где давно забыли о любви, и это помогло ему сохранить способность радоваться жизни в одном из самых безрадостных мест на земле.

Пока он сидел в тюрьме, пятьдесят четыре человека – пятьдесят три мужчины и одна женщина – прошли мимо его камеры в камеру смертников. Он подговорил всех сидевших с ним в одном корпусе за пять минут до казни стучать по прутьям решетки. «В тюрьме я обнаружил, что другие заключенные никогда не знали безусловной любви, которую дарила мне мать. Мы стали одной семьей, но не знали, есть ли у тех, кто идет на смерть, родственники и друзья. И мы стучали по прутьям, сообщая смертникам: мы с вами, все еще любим вас и будем любить до самого конца».
Расширение как помощь и забота о других, вместо сосредточенности на своих проблемах.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Разница между эмпатией и состраданием заключается в том, что в первом случае мы всего лишь испытываем те же эмоции, что и объект эмпатии. Сострадание – гораздо более активная позиция; сострадая, мы действительно желаем добра. Далай лама хорошо объяснил эту разницу: если мы видим, что человека придавило камнем, то не станем забираться под камень, чтобы понять чувства этого человека. Наша задача – убрать камень.

Многие люди также боятся, что им начнут сострадать. Им кажется, что окружающие всегда хотят чего то взамен и помощь их обязывает. Люди порой боятся сочувствовать даже самим себе, рассматривая это как признак слабости. Они считают: начнешь жалеть самого себя, и уже не получится так усердно работать или охватят печальные и горестные размышления. Но вот что говорит Гилберт: «Стоит лишь осознать наши страхи, психологические блоки и внутренние препятствия и попытаться преодолеть их, как сострадание возникнет естественным образом. Сострадание – одна из сложнейших мотиваций человека, требующая от него большого мужества. Но именно оно возвышает и исцеляет, как ничто другое».

Сострадание к самому себе напрямую связано с принятием себя, о чем мы говорили в предыдущей главе. Но это больше чем принятие. Мы сочувствуем собственным человеческим слабостям и признаем, что так же, как и все, уязвимы и ограниченны. На основе сострадания к самому себе развивается сопереживание окружающим. Трудно любить ближнего, как самого себя, если себя не любишь.

Далай лама вспомнил, как его поразило признание западных психологов, что многие пациенты страдают от ненависти к себе. Он всегда считал самосохранение, любовь и бережное отношение к себе неотъемлемыми свойствами человеческой природы. Это фундаментальное представление в буддизме, поэтому для него было открытием, что людям приходится учиться состраданию не только к окружающим, но и к самим себе.

В современном обществе сочувствовать себе очень сложно. Всю нашу жизнь мы карабкаемся на вершину пирамиды достижений и постоянно подвергаемся оценке и критике. Часто кажется, что мы «не дотягиваем». Мы начинаем принимать критические голоса родителей, учителей и общества за собственные. В результате некоторые просто утрачивают способность сочувствовать себе. Устав, они не отдыхают, пренебрегают базовыми потребностями в сне, пище и физической активности, все больше и больше нагружая себя обязанностями. Далай лама говорил, что современные люди относятся к себе, как к винтику в механизме. Беспокойство и депрессия возникают, потому что люди хотят иметь больше, представлять из себя кого то повыше, достигать лучшего. Даже добившись успеха и собрав все призы, люди часто чувствуют себя обманщиками и неудачниками, и им остается только ожидать, когда их сбросят с пьедестала. Джинпа объясняет: «Когда в нас нет сострадания к себе, мы относимся к себе слишком критично и строго. Многим кажется, что без излишней требовательности и самокритичности они потерпят неудачу, не заслужат признания и любви».

Психолог Кристин Нефф рассказывает, как научиться сочувствию к себе. Относясь к себе с состраданием, мы признаём, что имеем качества, которыми недовольны, но не ругаем себя, пытаясь бороться с ними. Переживая тяжелые времена, мы сочувствуем себе так же, как сочувствовали бы другу или близкому родственнику. Ощущая свою неполноценность, напоминаем, что каждый порой испытывает подобное и осознает свою ограниченность. В трудные времена мы понимаем, что все переживают схожие проблемы. И наконец, когда нам грустно, пытаемся понять и принять это чувство без неприятия и осуждения.

Архиепископ и Далай лама открыли нам один из главных парадоксов счастья: мы чувствуем себя счастливее, когда думаем о других, а не о себе. Иными словами, кратчайший путь к своей радости – радовать других. Далай лама говорил, что даже десятиминутная медитация с пожеланием благополучия всем существам помогает быть радостным на протяжении всего дня и заряжает лучше, чем утренняя чашка кофе. Закрыв сердце и отгородившись от окружающих, нельзя быть счастливым. Но тот, кто нашел в себе мужество жить с открытым сердцем, чувствовать свою боль и боль всех людей, испытывает гораздо больше радости. Чем больше наше сердце и чем оно добрее, тем острее мы чувствуем жизнь, тем устойчивее становимся.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Помогая другим, мы часто испытываем так называемую эйфорию помощника: мозг начинает вырабатывать эндорфины, вызывающие удовольствие. Судя по всему, действия, продиктованные милосердием, активизируют в мозгу те же центры, что и мысли о шоколаде. Приятное теплое чувство, испытываемое при помощи окружающих, объясняется выбросом окситоцина (этот же гормон вырабатывается у кормящей матери). Он благотворно влияет на физическое состояние, в частности препятствует развитию воспалительных процессов в сердечно сосудистой системе. Сострадание в буквальном смысле оздоравливает сердце и делает нас счастливыми.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Здесь стоит сделать небольшое отступление и задуматься, что на самом деле значит сострадание, так как с этим понятием связано много недопонимания. Джинпа и его коллеги создали программу тренировки сострадательного ума на базе медицинского факультета Стэнфордского университета, открыв научно образовательный центр сострадания и альтруизма. В своей замечательной книге A Fearless Heart: How the Courage to Be Compassionate Can Transform Our Lives («Бесстрашное сердце: как мужество сострадания может изменить жизнь») Джинпа объясняет: «Сострадание – это чувство обеспокоенности, возникающее, когда мы видим страдания другого человека и испытываем желание облегчить их». И добавляет: «Сострадание – это то, что связывает эмпатию с действием: добрыми и щедрыми делами и прочими альтруистическими проявлениями». В еврейской Библии сострадание зовется рахамим (милосердие. – Прим. ред.). Это слово происходит от корня рехем (матка), а Далай лама часто говорит, что именно материнская забота учит этому качеству души. Мать Далай ламы была его первым учителем сострадания. Мы постигаем природу сопереживания, когда заботятся о нас, а потом мы сами опекаем детей. Во многих отношениях оно становится продолжением материнского инстинкта, без которого человек никогда бы не выжил как вид.

Далай лама рассказал, как однажды летел из Японии в Сан Франциско. Перелет был ночной, и рядом с ним сидела пара с двумя детьми – очень активным мальчиком лет трех и младенцем. Вначале казалось, что папа помогал присматривать: он часто прогуливался по проходу вместе со старшим, все время бегавшим туда и обратно. Но посреди ночи Далай лама оглянулся и увидел, что отец крепко спит, а мама пытается в одиночку справиться с двумя уставшими и раскапризничавшимися детьми. Увидев ее опухшие глаза и усталость, Далай лама дал мальчику конфету. «Я тогда задумался и решил, что мне бы не хватило терпения справиться с двумя детьми», – признался потом он. Я не раз обсуждал эту тему с религиозными искателями и другими родителями, и слова Далай ламы подтвердили мои подозрения: духовная зрелость, которую обретаешь после бессонной ночи у постели больного ребенка, вероятно, равноценна той, что приобретается многими годами монашеской практики.


1 1 4

Главная » Авторы » Далай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс

Далай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс  


все, благодарность (1), дар (1), двойственность (1), единство (1), за пределами (1), забота (1), зависть (1), злорадство (1), любовь (1), милосердие (1), обида (1), образование (2), ожидание (1), печаль (1), принятие (1), причины эмоций (1), прощение (3), работа (1), радость (1), расширение (2), религия (1), роль (1), сорадование (1), сострадание (3), щедрость (1), эгоцентричность (1), я и мое (1)

Сортировать по: длине текста, дате добавления

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Если вам грустно, ищите утешения у близких или подумайте о том, что у вас есть, вместо того чтобы грустить о том, чего нет. В ходе диалогов мы убедились, что печаль – эмоция, сигнализирующая о потребности людей друг в друге. Когда мы делимся печалями, то в буквальном смысле делим их пополам. Признайте: хотя печаль длится дольше других эмоций, рано или поздно и она пройдет. Все в жизни непостоянно и рано или поздно закончится; печаль и горе не исключение. В жизни любого человека всегда будут печали и радости; любой год и даже день наполнен как грустными, так и приятными событиями. Наше настроение зависит от того, куда направлено внимание. Мы можем сосредоточиться на том, что хорошего у нас и наших близких. Как сказал архиепископ, «вспомнить о том, чем Бог наградил нас». Концентрируя внимание на вещах, за которые мы благодарны, сможем меньше печалиться и быстрее вернуть себе способность радоваться жизни. Например, Далай ламе удалось преодолеть печаль, горе и даже отчаяние, когда он начал перечислять все то, что обогатило его жизнь в изгнании, вместо того чтобы зацикливаться на том, что он потерял.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Страху лучше посмотреть в лицо. Представьте худшее, что может случиться, если ваш страх станет реальностью. Сможете ли вы и ваши близкие пережить то, что произойдет? А может быть, это даже пойдет на пользу? Какой опыт извлечете вы и ваши близкие из случившегося? Как это поможет вам и им вырасти как личность? Например, вы переживаете за ребенка, который плохо учится, и боитесь, что это плохо закончится. Спросите себя: правда ли, что случится худшее? Откуда я могу знать? А мои волнения помогают исправить ситуацию? Может быть, лучше подойти с другой стороны или попробовать решить проблему? Чему может научить ребенка этот опыт? Заставит ли он его расти как личность? Когда мы поворачиваемся к страху лицом и принимаем, он теряет над нами власть. Нам больше не нужно с ним бороться. Мы начинаем работать над его преодолением.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
– У слова «медитация» очень широкий смысл, – пояснил Далай лама. – К примеру, одним из ее видов можно назвать отсутствие мыслей. Раздвигая утром шторы, я вижу голубей на подоконнике – кажется, они заняты именно такой медитацией. Они не спят, но пребывают в состоянии полного отсутствия мыслей. Также есть медитация, требующая сосредоточенного внимания. Например, религиозные люди концентрируются на Боге: это очень мощная разновидность медитации и техника успокоения ума.

Я практикую главным образом аналитическую медитацию. Это разновидность ментального анализа, когда мы отмечаем возникновение мыслей и учимся не привязываться к ним и не идентифицировать себя с ними. Занимаясь аналитической медитацией, начинаешь понимать, что мысли не всегда соответствуют истине. В ходе этой практики мы постоянно задаем себе вопрос: что есть реальность? Что есть «я», которым мы так дорожим, о котором так много тревожимся? В аналитической медитации размышляем о мимолетности существования и его непостоянной природе.

Некоторые виды медитации работают лишь на очистку ума от мыслей. Это действует как обезболивающее – страх и гнев ненадолго пропадают, но с окончанием занятия возвращаются. Практикуя аналитическую медитацию, мы добираемся до корневой причины страха или гнева. К примеру, можем обнаружить, что девяносто процентов нашего гнева – ментальная проекция. Что слова, сказанные в гневе, давно в прошлом, их больше нет – они существуют только в нашей памяти. Стоит задуматься об этом, и интенсивность гнева уменьшается, а психологический иммунитет укрепляется, и мы учимся меньше гневаться.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Концентрация на дыхании – элемент духовных практик многих религий, так как именно дыхание играет роль привратника между нашим «я» и окружающим миром. Дыхание – процесс и внутренний, и внешний. Оно может быть произвольным и непроизвольным. Это идеальный инструмент для воспитания нашей духовной природы. Вы наверняка помните о находке нейробиолога Ричарда Дэвидсона: он обнаружил, что один из четырех мозговых процессов, от которых зависит, чувствуем ли мы себя счастливыми, регулирует способность к концентрации. Именно поэтому концентрация так важна. Одним из способов концентрации можно назвать наблюдение за «спокойным течением времени» – практика, которую архиепископ выполняет в предрассветные часы, после обеда и вечером. Она помогает сосредоточить ум, избавиться от стресса и сконцентрироваться на главном.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Но истинная радость возможна лишь тогда, когда мы помогаем другим. Это приносит гораздо более глубокое удовольствие. Необходимо понимать, что такое истинная радость. Это очень важное условие построения счастливого и мирного общества. Чтобы в семье царил мир, сначала каждый из ее членов должен достичь внутреннего покоя и начать радоваться жизни. А потом поделиться этим покоем и радостью с остальными. И дальше – от одной семьи к десяти, сотне семей. Так мы изменим мир, построим счастливое общество и сформируем счастливое человечество. Семь миллиардов жителей Земли стремятся к одному и тому же и обладают равным правом на счастливую жизнь.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
На сцену вышла группа детей постарше. Ребята играли на гитарах и барабанах, а девочки пели: «Мы – это мир» . Вскоре вся школа начала подпевать: We are the world, we are the children. We are the ones who make a brighter day. So let’s start giving («Мы – это мир, мы – это дети. Мы делаем утро светлей. Давайте же отдавать»).

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
– Ладно, – Далай лама собрался отвечать. – Я всегда говорю, что проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, очень трудно решить. Целое поколение выросло с определенным складом ума, привыкло к определенному образу жизни. Когда мы задумываемся о будущем и о том, как выстроить в человечестве здоровые отношения, надо прежде всего понять, как изменить мышление нового поколения граждан. И ключ здесь в образовании. В христианстве прекрасная система духовного воспитания, в буддизме тоже, но очевидно, что этих учений и подходов недостаточно.

А вот светское воспитание универсально. Именно поэтому наша задача – включить в программу формального образования учение о сострадании и основы этики, причем обосновывая их не религией, а научными исследованиями, здравым смыслом и универсальным опытом. Одни только жалобы на нынешнюю ситуацию не помогут. Мировые кризисы так тяжело разрешить потому, что мешает образ мышления. Помнишь, ты говорил, что отец был очень добрым человеком, но, когда выпивал, вел себя ужасно? Мне кажется, многие в наше время находятся в нетрезвом состоянии ума. Ими руководят отрицательные эмоции: жадность, страх, гнев. Они ведут себя как пьяные.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Религия тут ни при чем. Этот вопрос не имеет отношения к религии. Даже компании, которые заботятся о своих сотрудниках, более успешны. Конечно, можно сказать: «Мы платим им зарплату, что еще требуется?» Что ж, пусть будет так. Тогда ваши сотрудники скажут: «Я отрабатываю смену от звонка до звонка, и на этом моя работа заканчивается». Но если они чувствуют, что небезразличны компании чисто по человечески, если вы справляетесь о них, о здоровье их домашних или в компании есть кто то, в чьи задачи входит обеспечивать комфорт сотрудников, – производительность труда повышается. Не знаю, какие еще нужны доказательства, чтобы понять: даже заботливая корпорация более успешна, а уж заботливый человек – тем более. Мало того, их ждет огромный успех. Справедливо и обратное.

– Это чистая правда, – добавил Далай лама. – И она лежит на поверхности. Успех многих японских корпораций обусловлен отношениями между подчиненными и начальством. Сотрудники чувствуют: это моя компания. И работают добросовестно. Если руководство интересует только прибыль, служащие всегда будут думать только о том, когда придет время обеда или перерыва на чай; к чему задумываться о благе компании? Если же работодателю удалось реализовать принцип сотрудничества, а прибыль делится сообразно вкладу, наступает истинная гармония. Именно это нам сейчас и нужно. Сбалансированное сосуществование семи миллиардов людей. – Далай лама переплел пальцы рук, как будто одним жестом надеялся установить согласие на земле.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
В одном тауншипе я встретил женщину, забирающую осиротевших домой. Средств у нее немного, но, как только она начала это делать, многие вызвались ей помочь.

По природе своей мы добры. Добрый человек – не исключение из правила; это злой человек – исключение. Мы созданы для добра. И если есть возможность, всегда отвечаем щедростью. У этой женщины ничего нет, но это ее не остановило. В ее доме три комнаты, но она собрала там около ста детей. Вскоре другие узнали об этом и сказали: «Хорошо, мы поможем. Давайте построим для них небольшое общежитие». А кто то сказал: «Мы принесем еду». Так появился приют. Сейчас эта женщина уже стала легендой. Но изначально ее влекло не стремление к славе – ничего подобного. Просто она увидела детей, и ее материнский инстинкт возмутился: нет, так не пойдет. Да, порой кажется, что мы ничего не можем сделать, и нас парализует беспомощность. Но делайте, что можно и сколько можно.

На восьмидесятилетие архиепископа мы с Рэйчел, именинник и его семья отправились в этот сиротский приют, взяв с собой огромный торт. Мы все сидели на полу в большой комнате, полной детей, и некоторые усаживались к нам на колени. Хотелось усыновить всех. Старшие держали на руках малышей. Их жизни оказались неразрывно связаны состраданием и щедростью женщины, взявшей их под свое крыло. Архиепископ рассказывал, что в тауншипах люди, у которых нет ничего, ни гроша за душой, открывали двери и сердца и впускали нуждающихся. Щедрость живет в каждом из нас.

– Оказываясь в монастыре, где люди ведут очень простую жизнь, мы удивляемся, как им удается быть такими умиротворенными, – продолжал архиепископ. – А мы, вечно стремящиеся заполучить все больше, никак не найдем покоя. Но стоит забыть о важности богатства и статуса, понять, что мы стали рабами имущества и положения, и получится отыскать в себе щедрость. Тогда мы перестанем за них цепляться.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Щедрость – это не только раздача материальных благ. Делиться можно и временем. В литературе, посвященной поискам счастья, очень много говорится, как важно найти смысл. Жизнь кажется осмысленной, когда мы можем быть щедрыми и делиться с окружающими; ощущать, что нас ценят и в нас нуждаются. Крупный метаанализ , проведенный в медицинском центре Святого Луки при клинике Mount Sinai кардиологом Рэнди Коэном, продемонстрировал, что смертность среди людей, имеющих жизненную цель, на двадцать три процента ниже, чем у остальных (имеется в виду смерть по любой причине). В исследовании нейропсихолога Патриши Бойл и коллег (его результаты опубликованы в журнале JAMA Psychiatry) вероятность развития болезни Альцгеймера в течение семи лет после начала эксперимента оказалась на пятьдесят процентов ниже у людей, утверждавших, что у них есть жизненная цель. Видите – даже наше физическое состояние улучшается, когда мы делимся своим временем. Обширный метаанализ, проведенный Моррисом Окуном с коллегами, показал, что среди волонтеров на двадцать четыре процента ниже смертность по сравнению с остальными.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Щедрость нередко становится естественным продолжением сострадания, хотя порой их трудно различить. Как отметил Джинпа, чтобы быть щедрым, не нужно ждать, пока в нас всколыхнется сочувствие. Щедрость – как раз тот случай, когда «аппетит просыпается во время еды». Именно по этой причине благотворительность во многих религиях считается обязательной. Это один из пяти фундаментальных принципов ислама (там он называется «закат» ). В иудаизме благотворительность именуется «цдака» – буквально «справедливость». В индуизме и буддизме практику подаяния называют «дана». В христианстве – милостыня.

Щедрость занимает центральную роль во всех религиях, так как выражает фундаментальный аспект человеческой природы – взаимозависимость и потребность друг в друге. Щедрость настолько важна для выживания, что центры удовольствия в мозгу активизируются не только когда мы получаем, но и когда отдаем – пожалуй, даже больше, когда отдаем. Нейробиолог Ричард Дэвидсон с коллегами выяснили, что один из четырех мозговых процессов, от которых зависит состояние долговременного счастья, отвечает именно за щедрость. В исследовании 2015 года, посвященном счастью в разных странах мира, Дэвидсон и Брианна Шуйлер назвали качество отношений с людьми основным фактором, влияющим на благополучие человека, независимо от места проживания. Во всех культурах великодушное, ориентированное на социум поведение укрепляет эти отношения. Сила щедрости столь велика, что даже мысли о щедрых поступках «значительно увеличивают выработку защитного иммуноглобулина А в слюне – белка, участвующего в деятельности иммунной системы» (по данным исследования психологов Дэвида Макклелланда и Кэрол Киршнит).

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Когда Энтони Хинтона посадили в тюрьму после суда, который можно назвать лишь пародией на правосудие, он, по понятным причинам, злился на американскую юридическую систему и испытывал сильные душевные муки. «Когда никто не верит ни единому твоему слову, ты просто замолкаешь. И я замолчал. Я перестал желать людям доброго утра. Я не говорил “добрый вечер”. Не здоровался. Если охранникам нужна была от меня какая то информация, я писал ее на бумаге. Я очень злился. Но на четвертом году заключения услышал, как в соседней камере плачет человек. Тогда во мне заговорили любовь и сострадание, которыми когда то делилась со мной мать. Я спросил его, что случилось. Оказалось, он только что узнал о смерти своей матери. И тогда я сказал: “А ты посмотри на это так. Теперь в раю есть тот, кто сможет отстаивать тебя перед Богом”. А потом рассказал ему анекдот, и он рассмеялся. Ко мне неожиданно вернулись и голос, и чувство юмора. С той самой ночи двадцать шесть долгих лет я старался думать о чужих проблемах. Я делал это каждый день и под вечер понимал, что ни разу не вспомнил о своих». Хинтон стал маяком любви и сострадания в том месте, где давно забыли о любви, и это помогло ему сохранить способность радоваться жизни в одном из самых безрадостных мест на земле.

Пока он сидел в тюрьме, пятьдесят четыре человека – пятьдесят три мужчины и одна женщина – прошли мимо его камеры в камеру смертников. Он подговорил всех сидевших с ним в одном корпусе за пять минут до казни стучать по прутьям решетки. «В тюрьме я обнаружил, что другие заключенные никогда не знали безусловной любви, которую дарила мне мать. Мы стали одной семьей, но не знали, есть ли у тех, кто идет на смерть, родственники и друзья. И мы стучали по прутьям, сообщая смертникам: мы с вами, все еще любим вас и будем любить до самого конца».
Расширение как помощь и забота о других, вместо сосредточенности на своих проблемах.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Разница между эмпатией и состраданием заключается в том, что в первом случае мы всего лишь испытываем те же эмоции, что и объект эмпатии. Сострадание – гораздо более активная позиция; сострадая, мы действительно желаем добра. Далай лама хорошо объяснил эту разницу: если мы видим, что человека придавило камнем, то не станем забираться под камень, чтобы понять чувства этого человека. Наша задача – убрать камень.

Многие люди также боятся, что им начнут сострадать. Им кажется, что окружающие всегда хотят чего то взамен и помощь их обязывает. Люди порой боятся сочувствовать даже самим себе, рассматривая это как признак слабости. Они считают: начнешь жалеть самого себя, и уже не получится так усердно работать или охватят печальные и горестные размышления. Но вот что говорит Гилберт: «Стоит лишь осознать наши страхи, психологические блоки и внутренние препятствия и попытаться преодолеть их, как сострадание возникнет естественным образом. Сострадание – одна из сложнейших мотиваций человека, требующая от него большого мужества. Но именно оно возвышает и исцеляет, как ничто другое».

Сострадание к самому себе напрямую связано с принятием себя, о чем мы говорили в предыдущей главе. Но это больше чем принятие. Мы сочувствуем собственным человеческим слабостям и признаем, что так же, как и все, уязвимы и ограниченны. На основе сострадания к самому себе развивается сопереживание окружающим. Трудно любить ближнего, как самого себя, если себя не любишь.

Далай лама вспомнил, как его поразило признание западных психологов, что многие пациенты страдают от ненависти к себе. Он всегда считал самосохранение, любовь и бережное отношение к себе неотъемлемыми свойствами человеческой природы. Это фундаментальное представление в буддизме, поэтому для него было открытием, что людям приходится учиться состраданию не только к окружающим, но и к самим себе.

В современном обществе сочувствовать себе очень сложно. Всю нашу жизнь мы карабкаемся на вершину пирамиды достижений и постоянно подвергаемся оценке и критике. Часто кажется, что мы «не дотягиваем». Мы начинаем принимать критические голоса родителей, учителей и общества за собственные. В результате некоторые просто утрачивают способность сочувствовать себе. Устав, они не отдыхают, пренебрегают базовыми потребностями в сне, пище и физической активности, все больше и больше нагружая себя обязанностями. Далай лама говорил, что современные люди относятся к себе, как к винтику в механизме. Беспокойство и депрессия возникают, потому что люди хотят иметь больше, представлять из себя кого то повыше, достигать лучшего. Даже добившись успеха и собрав все призы, люди часто чувствуют себя обманщиками и неудачниками, и им остается только ожидать, когда их сбросят с пьедестала. Джинпа объясняет: «Когда в нас нет сострадания к себе, мы относимся к себе слишком критично и строго. Многим кажется, что без излишней требовательности и самокритичности они потерпят неудачу, не заслужат признания и любви».

Психолог Кристин Нефф рассказывает, как научиться сочувствию к себе. Относясь к себе с состраданием, мы признаём, что имеем качества, которыми недовольны, но не ругаем себя, пытаясь бороться с ними. Переживая тяжелые времена, мы сочувствуем себе так же, как сочувствовали бы другу или близкому родственнику. Ощущая свою неполноценность, напоминаем, что каждый порой испытывает подобное и осознает свою ограниченность. В трудные времена мы понимаем, что все переживают схожие проблемы. И наконец, когда нам грустно, пытаемся понять и принять это чувство без неприятия и осуждения.

Архиепископ и Далай лама открыли нам один из главных парадоксов счастья: мы чувствуем себя счастливее, когда думаем о других, а не о себе. Иными словами, кратчайший путь к своей радости – радовать других. Далай лама говорил, что даже десятиминутная медитация с пожеланием благополучия всем существам помогает быть радостным на протяжении всего дня и заряжает лучше, чем утренняя чашка кофе. Закрыв сердце и отгородившись от окружающих, нельзя быть счастливым. Но тот, кто нашел в себе мужество жить с открытым сердцем, чувствовать свою боль и боль всех людей, испытывает гораздо больше радости. Чем больше наше сердце и чем оно добрее, тем острее мы чувствуем жизнь, тем устойчивее становимся.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Помогая другим, мы часто испытываем так называемую эйфорию помощника: мозг начинает вырабатывать эндорфины, вызывающие удовольствие. Судя по всему, действия, продиктованные милосердием, активизируют в мозгу те же центры, что и мысли о шоколаде. Приятное теплое чувство, испытываемое при помощи окружающих, объясняется выбросом окситоцина (этот же гормон вырабатывается у кормящей матери). Он благотворно влияет на физическое состояние, в частности препятствует развитию воспалительных процессов в сердечно сосудистой системе. Сострадание в буквальном смысле оздоравливает сердце и делает нас счастливыми.

Книга радостиДалай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс
Здесь стоит сделать небольшое отступление и задуматься, что на самом деле значит сострадание, так как с этим понятием связано много недопонимания. Джинпа и его коллеги создали программу тренировки сострадательного ума на базе медицинского факультета Стэнфордского университета, открыв научно образовательный центр сострадания и альтруизма. В своей замечательной книге A Fearless Heart: How the Courage to Be Compassionate Can Transform Our Lives («Бесстрашное сердце: как мужество сострадания может изменить жизнь») Джинпа объясняет: «Сострадание – это чувство обеспокоенности, возникающее, когда мы видим страдания другого человека и испытываем желание облегчить их». И добавляет: «Сострадание – это то, что связывает эмпатию с действием: добрыми и щедрыми делами и прочими альтруистическими проявлениями». В еврейской Библии сострадание зовется рахамим (милосердие. – Прим. ред.). Это слово происходит от корня рехем (матка), а Далай лама часто говорит, что именно материнская забота учит этому качеству души. Мать Далай ламы была его первым учителем сострадания. Мы постигаем природу сопереживания, когда заботятся о нас, а потом мы сами опекаем детей. Во многих отношениях оно становится продолжением материнского инстинкта, без которого человек никогда бы не выжил как вид.

Далай лама рассказал, как однажды летел из Японии в Сан Франциско. Перелет был ночной, и рядом с ним сидела пара с двумя детьми – очень активным мальчиком лет трех и младенцем. Вначале казалось, что папа помогал присматривать: он часто прогуливался по проходу вместе со старшим, все время бегавшим туда и обратно. Но посреди ночи Далай лама оглянулся и увидел, что отец крепко спит, а мама пытается в одиночку справиться с двумя уставшими и раскапризничавшимися детьми. Увидев ее опухшие глаза и усталость, Далай лама дал мальчику конфету. «Я тогда задумался и решил, что мне бы не хватило терпения справиться с двумя детьми», – признался потом он. Я не раз обсуждал эту тему с религиозными искателями и другими родителями, и слова Далай ламы подтвердили мои подозрения: духовная зрелость, которую обретаешь после бессонной ночи у постели больного ребенка, вероятно, равноценна той, что приобретается многими годами монашеской практики.


1 1 4