Геше Джампа Тинлей    
Цитаты из книг (33)

Главная » Авторы » Геше Джампа Тинлей

Геше Джампа Тинлей  


все, безусловная любовь (1), гнев (1), злорадство (1), критика (1), мирские дхармы (6), наркотики (1), похвала (1), привязанность (2), расширение (1), сансара (4), сострадание (2), чтение (1)

Сортировать по: длине текста, дате добавления

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Находясь во власти клеш, он ругает и оскорбляет вас. И, поскольку вы понимаете это, у вас никакого гнева не появляется в отношении этого человека, наоборот, вы чувствуете к нему сострадание и желаете ему освобождения от омрачений. В действительности, все эти грубые слова и гадости говорит вам не лично этот человек, это говорит его гнев, говорят его негативные эмоции. Его поведение аналогично тому, как ведет себя человек, напившийся до беспамятства. Мудрый человек понимает, что в непристойном поведении этого человека повинен алкоголь. Ведь на следующее утро, когда он уже протрезвеет, разве он повторит те же самые оскорбительные слова? Нет, конечно.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Никогда так не поступайте! Даже если в вашу ногу кто-то вонзит нож, не называйте его собакой, а подумайте, что он поступил так по какой-то причине – наверное, тот человек очень несчастлив, если сделал такое. «Так пусть же он будет через это более счастливым. У него и так много страданий, зачем же я буду добавлять ему ещё страданий» – скажите себе. В ответ на чей-то вред ни в коем случае нельзя вредить. А надо помогать, только помогать.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
В настоящее время мы не способны распространить свое сострадание на всех живых существ: мы способны чувствовать сострадание к людям, которые близки нам, к убогим и бедным. А вот если ваш сосед – человек богатый, то вы, вместо того чтобы чувствовать к нему сострадание, испытываете по отношению к нему чувство зависти и даже неприязни. А когда с ним случаются какие-то неприятности, вы про себя торжествуете и со злорадным чувством рассказываете об этом своим знакомым: «А знаешь, у того богача машина попала в аварию. Так ему и надо!» Почему вы так реагируете? Потому что у вас нет Отречения. Из-за того, что у вас самого нет Отречения, вы не сознаете, что ваш богатый сосед тоже находится в природе страдания и тоже страдает. А если бы вы имели Отречение, то знали бы природу сансары, и тогда вы чувствовали бы сострадание ко всем, даже к сильным мира сего – к президенту России, США.
Можно расширять свое сострадание на других людей. Можно расширять злорадство (сострадание не для всех). Что такое расширение сострадания на всех? Это как и с безусловной любовью. Когда можешь сострадать всем, без условий.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Когда вы ни телом, ни речью, ни умом не наносите никому вреда, – это первый уровень нравственности.



Второй уровень упражнений в нравственности – это принятие обета Бодхичитты и вступление после этого в практику оказания помощи другим.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Когда вы исследуете эту чистоту ума от омрачений, то поймете, что ум сам по себе не является чистотой от омрачений . А когда вы станете далее исследовать этот вопрос, то придете к выводу, что чистота от омрачений – это Пустота ума. Поэтому Нагарджуна сказал: «Мудрость постижения Пустоты очистит омрачения в сфере Пустоты». Итак, чистота от омрачений неотделима от Пустоты вашего собственного сознания, в котором будут пресечены клеши. Таково воззрение Прасангики Мадхьямики. Поэтому, когда вы стремитесь достичь Освобождения, нирваны, не думайте, что существует нирвана как некий конкретный объект, который вас там где-то высоко ожидает, и который вы должны заполучить. Это не так. Пустота вашего собственного чистого сознания и есть нирвана. Когда вы достигнете этой чистоты ума, то в тот же самый момент начнет существовать и Пустота этого чистого ума.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Чтобы идти к этой цели – нирване – вам не обязательно становиться каким-то другим человеком. Вам нет необходимости менять свой стиль одежды, брить голову. Оставайтесь тем, кем вы были раньше, но меняйтесь внутренне, старайтесь освобождать свое сознание от омрачений. Физические перемены не принесут вам состояние нирваны. Кроме того, вам вовсе не обязательно уезжать в Индию или Тибет, вы можете остаться здесь, в России, получать здесь учение и работать над изменением своего сознания. Но если у вас достаточно денег, то, конечно, можете съездить на месяц или на два, а потом вернуться. Но не думайте, что если вам не удается поехать в Индию, то это кошмар. Ничего страшного. Если удалось поехать – хорошо, если не получается, то это не имеет большого значения. Тибет и Индия – это, в конце концов, не нирвана, там тоже есть страдания, это тоже – сансара. Может быть, там имеется больше духовных мастеров, которые занимаются практикой, и от этих мастеров вы можете получить учение.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
В сансаре не бывает настоящего счастья. Все то, что мы принимаем за счастье, – в действительности счастьем не является. Всё это – страдание перемен. Обычно нормальные люди, когда они видят, как другие люди получают удовольствие от наркотиков, то понимают, что это не настоящее счастье, а всего лишь наслаждение, которое дарят этим людям их собственные галлюцинации. И точно так же Арьи знают, что испытываемое нами счастье, – когда мы с удовольствием пьем вино, купаемся в море, загораем и т. д., – всё это не является настоящим счастьем.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Но если вы хотите кем-то стать, например, главой администрации, для того чтобы приносить пользу живым существам, прежде всего, людям, для развития Учения, для оказания помощи в деле сохранения и распространения Учения Будды, то это – не мирская дхарма. А если вы побуждаетесь к тому собственными амбициями и эгоизмом, то это – проявления омраченности ума.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Если, к примеру, кто-то выпадает из самолета, ему не до развлечений, нет дела до своих обычных дел. В полете до земли ему неинтересны восемь мирских дхарм. Какое его настоящее положение? Настоящее его положение таково, что он имеет стопроцентную уверенность, что упадет на землю. Ему будут не интересны эти восемь мирских дхарм во время падения. Даже если бы кто-то из падающих спутников в это время предложил ему стать царем, депутатом Госдумы или Президентом, у него это не вызвало бы никакого интереса. В это время он безразличен к комплиментам и славе. Потому что он падает. Люди, которые не знают свое истинное положение, все усилия будут прилагать к тому, чтобы занять в этой жизни как можно более высокое положение. С одной стороны избавиться от привязанности очень трудно, кажется, почти невозможно. С другой стороны, избавиться от привязанности можно мгновенно, за один момент. Когда вы поймете свое истинное положение – положение человека, выпавшего из самолета, то тогда за один момент отсечете восемь мирских дхарм. Поэтому постоянно размышляйте на эти две темы – «драгоценность человеческой жизни», «непостоянство и смерть». Для вас медитация Пустоты - преждевременна. Просто думайте о непостоянстве и смерти, когда у вас проявляется омраченность ума, когда вы обнаруживаете у себя очень сильную привязанность к этой жизни и к мирским удовольствиям.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Ламрим («этапы пути») – текстуальная форма руководства к ступеням Пути к полному Пробуждению

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BC%D1%80%D0%B8%D0%BC

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Вы должны размышлять о драгоценности человеческой жизни

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Йогин первого уровня в тибетской традиции - это духовный практик, "отринувший дела этой жизни", на втором уровне - "отринувший деятельность в сансаре", на третьем уровне - "отринувший деятельность ради себя", или Бодхисаттва.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Теперь - седьмая и восьмая мирские дхармы. Это мирские дхармы, заставляющие нас радоваться славе и хорошей репутации и расстраиваться из-за плохого мнения других о нас или из-за безвестности и отсутствия хорошей репутации.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Теперь - пятая и шестая мирские дхармы. В связи с ними существует изречение мастеров Кадампы: "Не радуйся временному счастью, а радуйся временному страданию".

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Третья мирская дхарма - это радоваться богатству. И четвертая мирская дхарма - это быть несчастным от бедности. У всех обычных людей есть эта мирская концепция: не только богатые люди привязаны к богатству, бедные - тоже. И до тех пор, пока вы обладаете этой мирской концепцией и воспринимаете богатство как счастье, а бедность - как несчастье, то для вас богатство имеет первостепенное значение, а Дхарма занимает второстепенное место: вы отодвигаете духовную практику на дальний план, а на первый же план вы ставите именно это - достижение материального благосостояния. У вас по этому поводу возникает очень много планов и концепций. Вы начинаете действовать и постоянно переживаете падения. А в своих падениях обвиняете других. И когда-нибудь наступит день, когда к вам придет смерть, жизнь ваша закончится. В этот момент, когда ваши глаза уже не смогут видеть, когда вам уже будет трудно дышать, в вашем затуманенном сознании промелькнет мысль: "В свое время я получил от своего Учителя драгоценную Дхарму, но у меня так и не нашлось времени для ее практики. Я полностью погрузился в дела этой жизни. Пытался копить добро, но так ничего и не достиг". И в момент смерти вы почувствуете сожаление: и мирские цели не были достигнуты, и практика Дхармы не получилась. Мирские дела невозможно все переделать. Это подобно бритью бороды: каждый день вы бреетесь, и каждый день она вырастает снова. Вспомните о тех людях, которые жили до вас. Все они умерли, так и не переделав все свои дела, их дела остались незавершенными. Вспомните великих мира сего, могущественных русских царей или, английских королей. Как ни велика была их власть при жизни, они умерли, оставив после себя незаконченные мирские дела. Их дети пытались продолжить их дела, но тоже умерли, так и не завершив их.


1 1 3

Главная » Авторы » Геше Джампа Тинлей

Геше Джампа Тинлей  


все, безусловная любовь (1), гнев (1), злорадство (1), критика (1), мирские дхармы (6), наркотики (1), похвала (1), привязанность (2), расширение (1), сансара (4), сострадание (2), чтение (1)

Сортировать по: длине текста, дате добавления

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Находясь во власти клеш, он ругает и оскорбляет вас. И, поскольку вы понимаете это, у вас никакого гнева не появляется в отношении этого человека, наоборот, вы чувствуете к нему сострадание и желаете ему освобождения от омрачений. В действительности, все эти грубые слова и гадости говорит вам не лично этот человек, это говорит его гнев, говорят его негативные эмоции. Его поведение аналогично тому, как ведет себя человек, напившийся до беспамятства. Мудрый человек понимает, что в непристойном поведении этого человека повинен алкоголь. Ведь на следующее утро, когда он уже протрезвеет, разве он повторит те же самые оскорбительные слова? Нет, конечно.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Никогда так не поступайте! Даже если в вашу ногу кто-то вонзит нож, не называйте его собакой, а подумайте, что он поступил так по какой-то причине – наверное, тот человек очень несчастлив, если сделал такое. «Так пусть же он будет через это более счастливым. У него и так много страданий, зачем же я буду добавлять ему ещё страданий» – скажите себе. В ответ на чей-то вред ни в коем случае нельзя вредить. А надо помогать, только помогать.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
В настоящее время мы не способны распространить свое сострадание на всех живых существ: мы способны чувствовать сострадание к людям, которые близки нам, к убогим и бедным. А вот если ваш сосед – человек богатый, то вы, вместо того чтобы чувствовать к нему сострадание, испытываете по отношению к нему чувство зависти и даже неприязни. А когда с ним случаются какие-то неприятности, вы про себя торжествуете и со злорадным чувством рассказываете об этом своим знакомым: «А знаешь, у того богача машина попала в аварию. Так ему и надо!» Почему вы так реагируете? Потому что у вас нет Отречения. Из-за того, что у вас самого нет Отречения, вы не сознаете, что ваш богатый сосед тоже находится в природе страдания и тоже страдает. А если бы вы имели Отречение, то знали бы природу сансары, и тогда вы чувствовали бы сострадание ко всем, даже к сильным мира сего – к президенту России, США.
Можно расширять свое сострадание на других людей. Можно расширять злорадство (сострадание не для всех). Что такое расширение сострадания на всех? Это как и с безусловной любовью. Когда можешь сострадать всем, без условий.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Когда вы ни телом, ни речью, ни умом не наносите никому вреда, – это первый уровень нравственности.



Второй уровень упражнений в нравственности – это принятие обета Бодхичитты и вступление после этого в практику оказания помощи другим.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Когда вы исследуете эту чистоту ума от омрачений, то поймете, что ум сам по себе не является чистотой от омрачений . А когда вы станете далее исследовать этот вопрос, то придете к выводу, что чистота от омрачений – это Пустота ума. Поэтому Нагарджуна сказал: «Мудрость постижения Пустоты очистит омрачения в сфере Пустоты». Итак, чистота от омрачений неотделима от Пустоты вашего собственного сознания, в котором будут пресечены клеши. Таково воззрение Прасангики Мадхьямики. Поэтому, когда вы стремитесь достичь Освобождения, нирваны, не думайте, что существует нирвана как некий конкретный объект, который вас там где-то высоко ожидает, и который вы должны заполучить. Это не так. Пустота вашего собственного чистого сознания и есть нирвана. Когда вы достигнете этой чистоты ума, то в тот же самый момент начнет существовать и Пустота этого чистого ума.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Чтобы идти к этой цели – нирване – вам не обязательно становиться каким-то другим человеком. Вам нет необходимости менять свой стиль одежды, брить голову. Оставайтесь тем, кем вы были раньше, но меняйтесь внутренне, старайтесь освобождать свое сознание от омрачений. Физические перемены не принесут вам состояние нирваны. Кроме того, вам вовсе не обязательно уезжать в Индию или Тибет, вы можете остаться здесь, в России, получать здесь учение и работать над изменением своего сознания. Но если у вас достаточно денег, то, конечно, можете съездить на месяц или на два, а потом вернуться. Но не думайте, что если вам не удается поехать в Индию, то это кошмар. Ничего страшного. Если удалось поехать – хорошо, если не получается, то это не имеет большого значения. Тибет и Индия – это, в конце концов, не нирвана, там тоже есть страдания, это тоже – сансара. Может быть, там имеется больше духовных мастеров, которые занимаются практикой, и от этих мастеров вы можете получить учение.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
В сансаре не бывает настоящего счастья. Все то, что мы принимаем за счастье, – в действительности счастьем не является. Всё это – страдание перемен. Обычно нормальные люди, когда они видят, как другие люди получают удовольствие от наркотиков, то понимают, что это не настоящее счастье, а всего лишь наслаждение, которое дарят этим людям их собственные галлюцинации. И точно так же Арьи знают, что испытываемое нами счастье, – когда мы с удовольствием пьем вино, купаемся в море, загораем и т. д., – всё это не является настоящим счастьем.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Но если вы хотите кем-то стать, например, главой администрации, для того чтобы приносить пользу живым существам, прежде всего, людям, для развития Учения, для оказания помощи в деле сохранения и распространения Учения Будды, то это – не мирская дхарма. А если вы побуждаетесь к тому собственными амбициями и эгоизмом, то это – проявления омраченности ума.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Если, к примеру, кто-то выпадает из самолета, ему не до развлечений, нет дела до своих обычных дел. В полете до земли ему неинтересны восемь мирских дхарм. Какое его настоящее положение? Настоящее его положение таково, что он имеет стопроцентную уверенность, что упадет на землю. Ему будут не интересны эти восемь мирских дхарм во время падения. Даже если бы кто-то из падающих спутников в это время предложил ему стать царем, депутатом Госдумы или Президентом, у него это не вызвало бы никакого интереса. В это время он безразличен к комплиментам и славе. Потому что он падает. Люди, которые не знают свое истинное положение, все усилия будут прилагать к тому, чтобы занять в этой жизни как можно более высокое положение. С одной стороны избавиться от привязанности очень трудно, кажется, почти невозможно. С другой стороны, избавиться от привязанности можно мгновенно, за один момент. Когда вы поймете свое истинное положение – положение человека, выпавшего из самолета, то тогда за один момент отсечете восемь мирских дхарм. Поэтому постоянно размышляйте на эти две темы – «драгоценность человеческой жизни», «непостоянство и смерть». Для вас медитация Пустоты - преждевременна. Просто думайте о непостоянстве и смерти, когда у вас проявляется омраченность ума, когда вы обнаруживаете у себя очень сильную привязанность к этой жизни и к мирским удовольствиям.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Ламрим («этапы пути») – текстуальная форма руководства к ступеням Пути к полному Пробуждению

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BC%D1%80%D0%B8%D0%BC

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Вы должны размышлять о драгоценности человеческой жизни

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Йогин первого уровня в тибетской традиции - это духовный практик, "отринувший дела этой жизни", на втором уровне - "отринувший деятельность в сансаре", на третьем уровне - "отринувший деятельность ради себя", или Бодхисаттва.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Теперь - седьмая и восьмая мирские дхармы. Это мирские дхармы, заставляющие нас радоваться славе и хорошей репутации и расстраиваться из-за плохого мнения других о нас или из-за безвестности и отсутствия хорошей репутации.

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Теперь - пятая и шестая мирские дхармы. В связи с ними существует изречение мастеров Кадампы: "Не радуйся временному счастью, а радуйся временному страданию".

Три Основы Пути: Коментарий к коренному тексту Чже ЦонкапыГеше Джампа Тинлей
Третья мирская дхарма - это радоваться богатству. И четвертая мирская дхарма - это быть несчастным от бедности. У всех обычных людей есть эта мирская концепция: не только богатые люди привязаны к богатству, бедные - тоже. И до тех пор, пока вы обладаете этой мирской концепцией и воспринимаете богатство как счастье, а бедность - как несчастье, то для вас богатство имеет первостепенное значение, а Дхарма занимает второстепенное место: вы отодвигаете духовную практику на дальний план, а на первый же план вы ставите именно это - достижение материального благосостояния. У вас по этому поводу возникает очень много планов и концепций. Вы начинаете действовать и постоянно переживаете падения. А в своих падениях обвиняете других. И когда-нибудь наступит день, когда к вам придет смерть, жизнь ваша закончится. В этот момент, когда ваши глаза уже не смогут видеть, когда вам уже будет трудно дышать, в вашем затуманенном сознании промелькнет мысль: "В свое время я получил от своего Учителя драгоценную Дхарму, но у меня так и не нашлось времени для ее практики. Я полностью погрузился в дела этой жизни. Пытался копить добро, но так ничего и не достиг". И в момент смерти вы почувствуете сожаление: и мирские цели не были достигнуты, и практика Дхармы не получилась. Мирские дела невозможно все переделать. Это подобно бритью бороды: каждый день вы бреетесь, и каждый день она вырастает снова. Вспомните о тех людях, которые жили до вас. Все они умерли, так и не переделав все свои дела, их дела остались незавершенными. Вспомните великих мира сего, могущественных русских царей или, английских королей. Как ни велика была их власть при жизни, они умерли, оставив после себя незаконченные мирские дела. Их дети пытались продолжить их дела, но тоже умерли, так и не завершив их.


1 1 3