лама Сопа Ринпоче    
Цитаты из книг (10)

Главная » Авторы » лама Сопа Ринпоче

лама Сопа Ринпоче  


все, желания (1), колесо сансары (1), обеты (1), омрачения (1), привязанность (1), развитие (2), сорадование (1), сострадание (1), терпение (2), эго (1)

Сортировать по: длине текста, дате добавления

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
Затем необходимо принять пять обетов мирянина, желательно – от ламы (или, если не можете пять, то хотя бы четыре, или три, или два, или, на худой конец, один) и не нарушать их.

Далее: парамитаяна, то есть практика шести парамит, или совершенств, без которых никакое просветление немыслимо. Если вы решили, что готовы принять тантрическое посвящение, вы принимаете обеты бодхисаттвы и тантрические обеты и вступаете на путь тантры. Какое божество вам больше подходит – это зависит от вашей кармы.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
Главное, что я вам хочу сказать: не позволяйте заблуждениям, укоренившимся в загрязнённом уме, управлять вами. Не становитесь рабами неведения, рабами ума, отравленного себялюбием и привязанностью. Привязанность играет с нами очень злую шутку. Объект нашей привязанности всегда выглядит очень привлекательно и заманчиво, и вот тут-то мы и попадаемся. Как мотылёк, который летит на свет лампы и гибнет. Почему они всегда летят на свет? Должно быть, у них есть такая концепция, согласно которой там, внутри этого сияния, их ждёт нечто очень привлекательное, некое невероятное блаженство. Как будто они вычитали эту идею в каком-нибудь романе фэнтези… И поэтому они так целенаправленно устремляются на свет, будь то огонь или электрическая лампа, и как будто бы хотят проникнуть внутрь этого света. И вот эта привязанность мгновенно сжигает их в самом прямом смысле слова. Чуть только мотылёк коснётся пламени или лампы – и всё, он уже мёртв.

Собственно говоря, наши желания и привязанности проделывают с нами абсолютно то же самое.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
В хинаяне считается, что духовный путь подразделяется на пять этапов. Тот, кто достиг последнего этапа, способен удалить из своего ментального континуума семена омрачений. После этого он уже не перерождается и выходит из круга сансары.

Таких существ, достигших полного освобождения от круговорота перерождений, называют архатами.

В махаяне тантрический путь подразделяется на стадию зарождения и стадию завершения. На стадии зарождения можно справиться сначала с грубыми, а потом и с тонкими омрачениями. На стадии завершения происходит растворение ума в ясном свете. Здесь процесс возникновения омрачений окончательно прекращается. А это значит, что причин для пребывания в сансаре больше нет. Но до тех пор, пока мы не достигнем этого уровня и не преодолеем смерть, мы автоматически вынуждены умирать в результате кармы, созданной нашими омрачениями. Мы и рождаемся, и умираем именно по этой причине.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
А что касается сорадования, то это действительно лёгкая практика. Можно накапливать заслуги ничего не делая. Например, люди, никак не участвовавшие в строительстве этой статуи, могут, увидев её, просто искренне подумать: «Какие молодцы эти ребята, которые всё это соорудили! Представляю себе, какую заслугу они накопили! Как я за них рад!» И, подумав так, эти люди тут же пополнят свой багаж заслуг на точно такую же величину, что и те, кто строил статую. А если духовный уровень того, кто сорадуется, выше, чем у того, кто строил, то его заслуга будет вдвое больше. Сорадование – один из компонентов семичленной практики.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
Терпение – это одна из шести совершенств-пара-мит. Нельзя достичь просветления, не практикуя эти шесть парамит. Если бы нас окружали одни будды, то мы не могли бы совершенствовать своё терпение, так как будды не гневаются. Когда кто-то злится на нас – будь то друг, враг или посторонний человек, – мы должны понимать, что он не будет злиться вечно. Хотя, вообще-то говоря, уж лучше бы он злился вечно, потому что тогда бы у нас была вечная возможность закалять терпение и развивать все остальные качества, необходимые для духовного роста. Но на самом деле такого не бывает, и в любой момент эта ситуация может измениться. Поэтому надо ценить предоставленный нам драгоценный шанс для практики.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
А теперь посмотрите, что происходит, когда всего лишь один человек не обладает состраданием и постоянно генерирует негативные мысли и эмоции. Ясно, что он этим вредит себе, а также – прямо или косвенно – всем остальным. Такое положение сохраняется и переносится в следующие жизни (и его собственные, и жизни всех тех, кому он нанёс вред и с кем он установил таким образом кармическую связь), и не просто переносится, а разрастается во все стороны и охватывает всё новых и новых существ. Получается, что этот один-единственный человек, лишённый сострадания, представляет собой большую опасность для всех бесчисленных живых существ. Опять-таки, это может показаться странным, но логика здесь именно такая: если все существа соберутся вместе и навредят лично вам, никакой глобальной катастрофы не произойдёт. Вы ведь всего лишь один человек. Ничего особенного. А вот если лично у вас отсутствует способность к состраданию – то в этом кроется великая опасность для мироздания.

Поэтому в повседневной жизни не надо проверять, есть ли это самое сострадание у окружающих, не надо смотреть на то, как они к вам относятся – хорошо или плохо. А надо просто постоянно чувствовать неослабевающее сострадание по отношению ко всем, как бы они к вам ни относились и что бы ни происходило, и опираться в этом только на собственные силы. Надо всё время помнить, что ваше сострадание – это источник счастья всех существ, начиная с членов вашей семьи, жителей вашего города, и так далее. И откладывать это дело нельзя. Ждать нельзя. У нас нет такого права.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
1. Принесение существам блага и счастья только в этой их жизни.

2. Создание причин для того, чтобы существа испытывали счастье в их будущих жизнях.

3. Создание причин для того, чтобы существа освободились из сансары.

4. Создание причин для того, чтобы существа достигли полного просветления.

...

Вот сейчас вы абсолютно ясно это понимаете: вы в ответе за это. Я не преувеличиваю. Ответственность действительно лежит на вас. Всё счастье всех бесчисленных существ – это ваша ответственность. Давайте немного помедитируем на этом – на нашей ответственности за всех. На четырёх уровнях принесения пользы, вплоть до приведения к просветлению.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
Есть также очень известная практика принятия восьми однодневных обетов, очень простая и очень полезная. Эти обеты не на всю жизнь, а только на 24 часа. Их принимают рано утром, до восхода солнца, и необходимо следовать им до следующего восхода. Принимать и выполнять эти обеты надо обязательно с мотивацией бодхичитты, то есть не ради собственного блага. И тогда это делает вас способным приносить пользу и счастье другим существам. Если этой практикой одновременно и целенаправленно занимаются многие люди, то это может косвенно влиять на решение сложных проблем в стране и в мире. Это особенно важно в таких странах, как Россия. В самой практике нет ничего особенного. Надо воздерживаться от убийства (это касается любых существ, вплоть до насекомых), от присвоения чужого, от сексуальных отношений. Есть в этот день можно только один раз, и не позже полудня. Нельзя есть мясо, а также «чёрную» пищу: лук, чеснок, бобовые. Это объясняется тем, что практика эта относится к классу крийя-тантры, и поэтому очень важно поддерживать тело в полной чистоте. Это помогает не потерять концентрацию. Нельзя сидеть на дорогих диванах или креслах и на шкурах животных. Нельзя надевать украшения и пользоваться парфюмерией. Нельзя развлекаться, петь, танцевать, слушать музыку. Все эти ограничения эффективно помогают отделаться от привязанностей.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
Любую ситуацию можно изменить. Если постоянно смотреть на вещи позитивно, независимо от того, насколько трудно нам приходится, пусть даже мы заболеем раком или СПИДом, да чем угодно, то это и будет самая лучшая медитация. Тогда ничто не сможет потревожить наш ум, раздражить его. Мы всё время в состоянии медитации, а не только тогда, когда сидим и медитируем на подушке. Мы куда-нибудь идём, а ум неотрывно пребывает в Дхарме. Таким образом, все наши повседневные дела становятся одним сплошным упражнением на терпимость – это наилучшее противоядие от злобы, себялюбия и других заблуждений. И главное – не может быть никаких препятствий, мешающих заниматься такой практикой. Наоборот, мы используем любые препятствия в качестве инструмента, помогающего нам в нашей практике. Это как яд, который становится лекарством, если знать, как с ним обращаться.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
Сейчас, в человеческом теле, у нас есть возможность не только слушать учения, но и понимать их смысл, и заниматься практикой, и достичь духовной реализации. В этом теле мы можем не только сами достичь освобождения, но и освободить живых существ из океана страданий сансары. Это такая немыслимая редкость – родиться в теле человека! Считайте, что это случается лишь однажды, особенно это касается того, что именуется драгоценным человеческим рождением. Но сейчас это как раз тот самый случай! Не встретившись с учениями махаяны, невозможно достичь полного просветления и привести к нему других существ. Но нам невероятно повезло. Более того, повстречавшись с тантрическими учениями ваджраяны и занявшись тантрическими практиками, можно достичь этого за одну жизнь и не тратить время на то, чтобы в течение трёх бесконечных великих эонов заниматься накоплением благих заслуг. Это же так долго! А если можно без этого обойтись, то тогда вы можете, занимаясь тантрой, успеть за одну жизнь собрать такой запас мудрости, заслуг и добродетели, который необходим для достижения двух тел будды: дхармакайи и рупакайи, и таким образом достичь просветления за одну-единственную жизнь. И это ещё не всё. Встретившись с учениями высшей тантры, получив, например, посвящение Калача-кры или Ямантаки и посвятив себя этой практике, можно достичь просветления всего за несколько лет даже сейчас, во времена упадка! И тогда можно будет освободить живых существ из океана страданий сансары ещё быстрее, чтобы им не пришлось ждать так долго.


 

Главная » Авторы » лама Сопа Ринпоче

лама Сопа Ринпоче  


все, желания (1), колесо сансары (1), обеты (1), омрачения (1), привязанность (1), развитие (2), сорадование (1), сострадание (1), терпение (2), эго (1)

Сортировать по: длине текста, дате добавления

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
Затем необходимо принять пять обетов мирянина, желательно – от ламы (или, если не можете пять, то хотя бы четыре, или три, или два, или, на худой конец, один) и не нарушать их.

Далее: парамитаяна, то есть практика шести парамит, или совершенств, без которых никакое просветление немыслимо. Если вы решили, что готовы принять тантрическое посвящение, вы принимаете обеты бодхисаттвы и тантрические обеты и вступаете на путь тантры. Какое божество вам больше подходит – это зависит от вашей кармы.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
Главное, что я вам хочу сказать: не позволяйте заблуждениям, укоренившимся в загрязнённом уме, управлять вами. Не становитесь рабами неведения, рабами ума, отравленного себялюбием и привязанностью. Привязанность играет с нами очень злую шутку. Объект нашей привязанности всегда выглядит очень привлекательно и заманчиво, и вот тут-то мы и попадаемся. Как мотылёк, который летит на свет лампы и гибнет. Почему они всегда летят на свет? Должно быть, у них есть такая концепция, согласно которой там, внутри этого сияния, их ждёт нечто очень привлекательное, некое невероятное блаженство. Как будто они вычитали эту идею в каком-нибудь романе фэнтези… И поэтому они так целенаправленно устремляются на свет, будь то огонь или электрическая лампа, и как будто бы хотят проникнуть внутрь этого света. И вот эта привязанность мгновенно сжигает их в самом прямом смысле слова. Чуть только мотылёк коснётся пламени или лампы – и всё, он уже мёртв.

Собственно говоря, наши желания и привязанности проделывают с нами абсолютно то же самое.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
В хинаяне считается, что духовный путь подразделяется на пять этапов. Тот, кто достиг последнего этапа, способен удалить из своего ментального континуума семена омрачений. После этого он уже не перерождается и выходит из круга сансары.

Таких существ, достигших полного освобождения от круговорота перерождений, называют архатами.

В махаяне тантрический путь подразделяется на стадию зарождения и стадию завершения. На стадии зарождения можно справиться сначала с грубыми, а потом и с тонкими омрачениями. На стадии завершения происходит растворение ума в ясном свете. Здесь процесс возникновения омрачений окончательно прекращается. А это значит, что причин для пребывания в сансаре больше нет. Но до тех пор, пока мы не достигнем этого уровня и не преодолеем смерть, мы автоматически вынуждены умирать в результате кармы, созданной нашими омрачениями. Мы и рождаемся, и умираем именно по этой причине.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
А что касается сорадования, то это действительно лёгкая практика. Можно накапливать заслуги ничего не делая. Например, люди, никак не участвовавшие в строительстве этой статуи, могут, увидев её, просто искренне подумать: «Какие молодцы эти ребята, которые всё это соорудили! Представляю себе, какую заслугу они накопили! Как я за них рад!» И, подумав так, эти люди тут же пополнят свой багаж заслуг на точно такую же величину, что и те, кто строил статую. А если духовный уровень того, кто сорадуется, выше, чем у того, кто строил, то его заслуга будет вдвое больше. Сорадование – один из компонентов семичленной практики.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
Терпение – это одна из шести совершенств-пара-мит. Нельзя достичь просветления, не практикуя эти шесть парамит. Если бы нас окружали одни будды, то мы не могли бы совершенствовать своё терпение, так как будды не гневаются. Когда кто-то злится на нас – будь то друг, враг или посторонний человек, – мы должны понимать, что он не будет злиться вечно. Хотя, вообще-то говоря, уж лучше бы он злился вечно, потому что тогда бы у нас была вечная возможность закалять терпение и развивать все остальные качества, необходимые для духовного роста. Но на самом деле такого не бывает, и в любой момент эта ситуация может измениться. Поэтому надо ценить предоставленный нам драгоценный шанс для практики.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
А теперь посмотрите, что происходит, когда всего лишь один человек не обладает состраданием и постоянно генерирует негативные мысли и эмоции. Ясно, что он этим вредит себе, а также – прямо или косвенно – всем остальным. Такое положение сохраняется и переносится в следующие жизни (и его собственные, и жизни всех тех, кому он нанёс вред и с кем он установил таким образом кармическую связь), и не просто переносится, а разрастается во все стороны и охватывает всё новых и новых существ. Получается, что этот один-единственный человек, лишённый сострадания, представляет собой большую опасность для всех бесчисленных живых существ. Опять-таки, это может показаться странным, но логика здесь именно такая: если все существа соберутся вместе и навредят лично вам, никакой глобальной катастрофы не произойдёт. Вы ведь всего лишь один человек. Ничего особенного. А вот если лично у вас отсутствует способность к состраданию – то в этом кроется великая опасность для мироздания.

Поэтому в повседневной жизни не надо проверять, есть ли это самое сострадание у окружающих, не надо смотреть на то, как они к вам относятся – хорошо или плохо. А надо просто постоянно чувствовать неослабевающее сострадание по отношению ко всем, как бы они к вам ни относились и что бы ни происходило, и опираться в этом только на собственные силы. Надо всё время помнить, что ваше сострадание – это источник счастья всех существ, начиная с членов вашей семьи, жителей вашего города, и так далее. И откладывать это дело нельзя. Ждать нельзя. У нас нет такого права.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
1. Принесение существам блага и счастья только в этой их жизни.

2. Создание причин для того, чтобы существа испытывали счастье в их будущих жизнях.

3. Создание причин для того, чтобы существа освободились из сансары.

4. Создание причин для того, чтобы существа достигли полного просветления.

...

Вот сейчас вы абсолютно ясно это понимаете: вы в ответе за это. Я не преувеличиваю. Ответственность действительно лежит на вас. Всё счастье всех бесчисленных существ – это ваша ответственность. Давайте немного помедитируем на этом – на нашей ответственности за всех. На четырёх уровнях принесения пользы, вплоть до приведения к просветлению.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
Есть также очень известная практика принятия восьми однодневных обетов, очень простая и очень полезная. Эти обеты не на всю жизнь, а только на 24 часа. Их принимают рано утром, до восхода солнца, и необходимо следовать им до следующего восхода. Принимать и выполнять эти обеты надо обязательно с мотивацией бодхичитты, то есть не ради собственного блага. И тогда это делает вас способным приносить пользу и счастье другим существам. Если этой практикой одновременно и целенаправленно занимаются многие люди, то это может косвенно влиять на решение сложных проблем в стране и в мире. Это особенно важно в таких странах, как Россия. В самой практике нет ничего особенного. Надо воздерживаться от убийства (это касается любых существ, вплоть до насекомых), от присвоения чужого, от сексуальных отношений. Есть в этот день можно только один раз, и не позже полудня. Нельзя есть мясо, а также «чёрную» пищу: лук, чеснок, бобовые. Это объясняется тем, что практика эта относится к классу крийя-тантры, и поэтому очень важно поддерживать тело в полной чистоте. Это помогает не потерять концентрацию. Нельзя сидеть на дорогих диванах или креслах и на шкурах животных. Нельзя надевать украшения и пользоваться парфюмерией. Нельзя развлекаться, петь, танцевать, слушать музыку. Все эти ограничения эффективно помогают отделаться от привязанностей.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
Любую ситуацию можно изменить. Если постоянно смотреть на вещи позитивно, независимо от того, насколько трудно нам приходится, пусть даже мы заболеем раком или СПИДом, да чем угодно, то это и будет самая лучшая медитация. Тогда ничто не сможет потревожить наш ум, раздражить его. Мы всё время в состоянии медитации, а не только тогда, когда сидим и медитируем на подушке. Мы куда-нибудь идём, а ум неотрывно пребывает в Дхарме. Таким образом, все наши повседневные дела становятся одним сплошным упражнением на терпимость – это наилучшее противоядие от злобы, себялюбия и других заблуждений. И главное – не может быть никаких препятствий, мешающих заниматься такой практикой. Наоборот, мы используем любые препятствия в качестве инструмента, помогающего нам в нашей практике. Это как яд, который становится лекарством, если знать, как с ним обращаться.

Так называемый Я. Учения о пустоте и взаимозависимом происхождениилама Сопа Ринпоче
Сейчас, в человеческом теле, у нас есть возможность не только слушать учения, но и понимать их смысл, и заниматься практикой, и достичь духовной реализации. В этом теле мы можем не только сами достичь освобождения, но и освободить живых существ из океана страданий сансары. Это такая немыслимая редкость – родиться в теле человека! Считайте, что это случается лишь однажды, особенно это касается того, что именуется драгоценным человеческим рождением. Но сейчас это как раз тот самый случай! Не встретившись с учениями махаяны, невозможно достичь полного просветления и привести к нему других существ. Но нам невероятно повезло. Более того, повстречавшись с тантрическими учениями ваджраяны и занявшись тантрическими практиками, можно достичь этого за одну жизнь и не тратить время на то, чтобы в течение трёх бесконечных великих эонов заниматься накоплением благих заслуг. Это же так долго! А если можно без этого обойтись, то тогда вы можете, занимаясь тантрой, успеть за одну жизнь собрать такой запас мудрости, заслуг и добродетели, который необходим для достижения двух тел будды: дхармакайи и рупакайи, и таким образом достичь просветления за одну-единственную жизнь. И это ещё не всё. Встретившись с учениями высшей тантры, получив, например, посвящение Калача-кры или Ямантаки и посвятив себя этой практике, можно достичь просветления всего за несколько лет даже сейчас, во времена упадка! И тогда можно будет освободить живых существ из океана страданий сансары ещё быстрее, чтобы им не пришлось ждать так долго.