| | лама Сопа Ринпоче | |
все, желания (1), колесо сансары (1), обеты (1), омрачения (1), привязанность (1), развитие (2), сорадование (1), сострадание (1), терпение (2), эго (1)
Сортировать по: длине текста, дате добавления
| Затем необходимо принять пять обетов мирянина, желательно – от ламы (или, если не можете пять, то хотя бы четыре, или три, или два, или, на худой конец, один) и не нарушать их.
Далее: парамитаяна, то есть практика шести парамит, или совершенств, без которых никакое просветление немыслимо. Если вы решили, что готовы принять тантрическое посвящение, вы принимаете обеты бодхисаттвы и тантрические обеты и вступаете на путь тантры. Какое божество вам больше подходит – это зависит от вашей кармы. |
| | Главное, что я вам хочу сказать: не позволяйте заблуждениям, укоренившимся в загрязнённом уме, управлять вами. Не становитесь рабами неведения, рабами ума, отравленного себялюбием и привязанностью. Привязанность играет с нами очень злую шутку. Объект нашей привязанности всегда выглядит очень привлекательно и заманчиво, и вот тут-то мы и попадаемся. Как мотылёк, который летит на свет лампы и гибнет. Почему они всегда летят на свет? Должно быть, у них есть такая концепция, согласно которой там, внутри этого сияния, их ждёт нечто очень привлекательное, некое невероятное блаженство. Как будто они вычитали эту идею в каком-нибудь романе фэнтези… И поэтому они так целенаправленно устремляются на свет, будь то огонь или электрическая лампа, и как будто бы хотят проникнуть внутрь этого света. И вот эта привязанность мгновенно сжигает их в самом прямом смысле слова. Чуть только мотылёк коснётся пламени или лампы – и всё, он уже мёртв.
Собственно говоря, наши желания и привязанности проделывают с нами абсолютно то же самое. |
| | В хинаяне считается, что духовный путь подразделяется на пять этапов. Тот, кто достиг последнего этапа, способен удалить из своего ментального континуума семена омрачений. После этого он уже не перерождается и выходит из круга сансары.
Таких существ, достигших полного освобождения от круговорота перерождений, называют архатами.
В махаяне тантрический путь подразделяется на стадию зарождения и стадию завершения. На стадии зарождения можно справиться сначала с грубыми, а потом и с тонкими омрачениями. На стадии завершения происходит растворение ума в ясном свете. Здесь процесс возникновения омрачений окончательно прекращается. А это значит, что причин для пребывания в сансаре больше нет. Но до тех пор, пока мы не достигнем этого уровня и не преодолеем смерть, мы автоматически вынуждены умирать в результате кармы, созданной нашими омрачениями. Мы и рождаемся, и умираем именно по этой причине. |
| | А что касается сорадования, то это действительно лёгкая практика. Можно накапливать заслуги ничего не делая. Например, люди, никак не участвовавшие в строительстве этой статуи, могут, увидев её, просто искренне подумать: «Какие молодцы эти ребята, которые всё это соорудили! Представляю себе, какую заслугу они накопили! Как я за них рад!» И, подумав так, эти люди тут же пополнят свой багаж заслуг на точно такую же величину, что и те, кто строил статую. А если духовный уровень того, кто сорадуется, выше, чем у того, кто строил, то его заслуга будет вдвое больше. Сорадование – один из компонентов семичленной практики. |
| | Терпение – это одна из шести совершенств-пара-мит. Нельзя достичь просветления, не практикуя эти шесть парамит. Если бы нас окружали одни будды, то мы не могли бы совершенствовать своё терпение, так как будды не гневаются. Когда кто-то злится на нас – будь то друг, враг или посторонний человек, – мы должны понимать, что он не будет злиться вечно. Хотя, вообще-то говоря, уж лучше бы он злился вечно, потому что тогда бы у нас была вечная возможность закалять терпение и развивать все остальные качества, необходимые для духовного роста. Но на самом деле такого не бывает, и в любой момент эта ситуация может измениться. Поэтому надо ценить предоставленный нам драгоценный шанс для практики. |
| | А теперь посмотрите, что происходит, когда всего лишь один человек не обладает состраданием и постоянно генерирует негативные мысли и эмоции. Ясно, что он этим вредит себе, а также – прямо или косвенно – всем остальным. Такое положение сохраняется и переносится в следующие жизни (и его собственные, и жизни всех тех, кому он нанёс вред и с кем он установил таким образом кармическую связь), и не просто переносится, а разрастается во все стороны и охватывает всё новых и новых существ. Получается, что этот один-единственный человек, лишённый сострадания, представляет собой большую опасность для всех бесчисленных живых существ. Опять-таки, это может показаться странным, но логика здесь именно такая: если все существа соберутся вместе и навредят лично вам, никакой глобальной катастрофы не произойдёт. Вы ведь всего лишь один человек. Ничего особенного. А вот если лично у вас отсутствует способность к состраданию – то в этом кроется великая опасность для мироздания.
Поэтому в повседневной жизни не надо проверять, есть ли это самое сострадание у окружающих, не надо смотреть на то, как они к вам относятся – хорошо или плохо. А надо просто постоянно чувствовать неослабевающее сострадание по отношению ко всем, как бы они к вам ни относились и что бы ни происходило, и опираться в этом только на собственные силы. Надо всё время помнить, что ваше сострадание – это источник счастья всех существ, начиная с членов вашей семьи, жителей вашего города, и так далее. И откладывать это дело нельзя. Ждать нельзя. У нас нет такого права. |
| | 1. Принесение существам блага и счастья только в этой их жизни.
2. Создание причин для того, чтобы существа испытывали счастье в их будущих жизнях.
3. Создание причин для того, чтобы существа освободились из сансары.
4. Создание причин для того, чтобы существа достигли полного просветления.
...
Вот сейчас вы абсолютно ясно это понимаете: вы в ответе за это. Я не преувеличиваю. Ответственность действительно лежит на вас. Всё счастье всех бесчисленных существ – это ваша ответственность. Давайте немного помедитируем на этом – на нашей ответственности за всех. На четырёх уровнях принесения пользы, вплоть до приведения к просветлению. |
| | Есть также очень известная практика принятия восьми однодневных обетов, очень простая и очень полезная. Эти обеты не на всю жизнь, а только на 24 часа. Их принимают рано утром, до восхода солнца, и необходимо следовать им до следующего восхода. Принимать и выполнять эти обеты надо обязательно с мотивацией бодхичитты, то есть не ради собственного блага. И тогда это делает вас способным приносить пользу и счастье другим существам. Если этой практикой одновременно и целенаправленно занимаются многие люди, то это может косвенно влиять на решение сложных проблем в стране и в мире. Это особенно важно в таких странах, как Россия. В самой практике нет ничего особенного. Надо воздерживаться от убийства (это касается любых существ, вплоть до насекомых), от присвоения чужого, от сексуальных отношений. Есть в этот день можно только один раз, и не позже полудня. Нельзя есть мясо, а также «чёрную» пищу: лук, чеснок, бобовые. Это объясняется тем, что практика эта относится к классу крийя-тантры, и поэтому очень важно поддерживать тело в полной чистоте. Это помогает не потерять концентрацию. Нельзя сидеть на дорогих диванах или креслах и на шкурах животных. Нельзя надевать украшения и пользоваться парфюмерией. Нельзя развлекаться, петь, танцевать, слушать музыку. Все эти ограничения эффективно помогают отделаться от привязанностей. |
| | Любую ситуацию можно изменить. Если постоянно смотреть на вещи позитивно, независимо от того, насколько трудно нам приходится, пусть даже мы заболеем раком или СПИДом, да чем угодно, то это и будет самая лучшая медитация. Тогда ничто не сможет потревожить наш ум, раздражить его. Мы всё время в состоянии медитации, а не только тогда, когда сидим и медитируем на подушке. Мы куда-нибудь идём, а ум неотрывно пребывает в Дхарме. Таким образом, все наши повседневные дела становятся одним сплошным упражнением на терпимость – это наилучшее противоядие от злобы, себялюбия и других заблуждений. И главное – не может быть никаких препятствий, мешающих заниматься такой практикой. Наоборот, мы используем любые препятствия в качестве инструмента, помогающего нам в нашей практике. Это как яд, который становится лекарством, если знать, как с ним обращаться. |
| | Сейчас, в человеческом теле, у нас есть возможность не только слушать учения, но и понимать их смысл, и заниматься практикой, и достичь духовной реализации. В этом теле мы можем не только сами достичь освобождения, но и освободить живых существ из океана страданий сансары. Это такая немыслимая редкость – родиться в теле человека! Считайте, что это случается лишь однажды, особенно это касается того, что именуется драгоценным человеческим рождением. Но сейчас это как раз тот самый случай! Не встретившись с учениями махаяны, невозможно достичь полного просветления и привести к нему других существ. Но нам невероятно повезло. Более того, повстречавшись с тантрическими учениями ваджраяны и занявшись тантрическими практиками, можно достичь этого за одну жизнь и не тратить время на то, чтобы в течение трёх бесконечных великих эонов заниматься накоплением благих заслуг. Это же так долго! А если можно без этого обойтись, то тогда вы можете, занимаясь тантрой, успеть за одну жизнь собрать такой запас мудрости, заслуг и добродетели, который необходим для достижения двух тел будды: дхармакайи и рупакайи, и таким образом достичь просветления за одну-единственную жизнь. И это ещё не всё. Встретившись с учениями высшей тантры, получив, например, посвящение Калача-кры или Ямантаки и посвятив себя этой практике, можно достичь просветления всего за несколько лет даже сейчас, во времена упадка! И тогда можно будет освободить живых существ из океана страданий сансары ещё быстрее, чтобы им не пришлось ждать так долго. |
|
|